Авиадиспетчеры – те же регулировщики. Движения дорожного – на взлетных полосах – и небесного. Сегодня, 20 октября, обладатели этой профессии во всем мире отмечают профессиональный праздник. Наша съемочная группа побывала в святая святых – на диспетчерских вышках – и познакомилась с теми, кто всегда остается, как говорят журналисты, за кадром. Но от них во многом зависит безопасность пассажиров.
Пять километров в длину и восемь метров в высоту разделяют здание аэропорта от стартовой диспетчерской вышки. Фото- и видеосъемка категорически запрещены, но в честь праздника нашей съемочной группе сделали исключение.
Виталий Корыткин – опора пилотов и помощник штурманов уже 37 лет. Авиадиспетчер точно знает – даже в необъятном воздушном пространстве должен быть порядок.
На мониторах сплошные шифры – небо в паутине из стрелок и графиков. Для авиадиспетчера все это просто, как алфавит. Он считывает информацию о погоде, узнает координаты самолетов, расписание всех рейсов и время освещения взлетной полосы. За день сотрудники центра организации воздушного движения краснодарского аэропорта встречают и провожают больше сотни международных и внутренних рейсов.
— Контроль за входящими воздушными судами, контроль, как он заходит по курсу и контроль вылетающих. Создание интервала между заходящими и вылетающими, чтобы не нарушался интервал, и сохранялась безопасность. Также контроль территории – полосы и рядом м с полосой движение людей, — заявил Василий Корыткин, диспетчер кубанского центра организации воздушного движения.
— Хороший диспетчер должен обладать хорошим пространственным воображением. Дело в том, что диспетчер помимо того, что есть индикация, радиолокаторы и так далее, вроде бы имеются метки, диспетчер должен хорошо представлять пространственное положение воздушных судов, — поделился Андрей Шабуров, замначальника кубанского центра ОВД, начальник службы движения.
Хорошим пространственным воображением обладает и Таисия Кудинова. Еще 15 лет назад отдала свое сердце небу. Говорит, пробовала работать стюардессой, но уже через год поняла, что это не ее и вернулась на свой наблюдательный пост. Считает, что хорошая дикция для диспетчера важна так же как, и для репортера. Ведь летчик не может видеть выражение лица и эмоции, он слышит только четкий и поставленный голос авиадиспетчера. Раньше с этим вопросом было вообще строго. А сейчас есть послабление – в тренде «эр» на французский манер.
В этой профессии нет случайных людей. Их не останавливает большая степень ответственности, серьезные требования к технической подготовке и владению иностранного языка, который нужно знать в совершенстве. Свою работу они любят всей душой, до мельчайших деталей.
— У меня «Боинг 747», я очень люблю «Боинги» – это чисто моя слепая любовь – больше, чем аэробусы, я не знаю, мне очень нравятся эти типы самолетов по их характеристикам. Ну и просто мне подарили знакомые ребята из авиакомпании и мне приятно носить и вспоминать, — рассказала Таисия Кудинова, диспетчер ОНУ ДВС службы движения.
В России авиадиспетчеров готовят только 3 вуза – в Санкт-Петербурге, Ульяновске и Красноярске. За управление полетами по всей стране отвечает госкорпорациия по организации воздушного движения. И работают в ней только лучшие из лучших. Их отличают стальные нервы и колоссальная выдержка. Потому что у этих людей нет права на ошибку.