Работа в мастерских по ремонту подвижного состава кипит с восьми утра и до пяти вечера. Вагоны привозят, разбирают и устраняют неполадки. Где-то нужно сменить колесную пару, где-то обновить подшипники, а иногда трамваю требуется и более серьезное вмешательство людей – капитальный ремонт. Тогда от вагона остается лишь каркас. Остальное подлежит замене или восстановлению. Начальник мастерских Андрей Тимашев говорит, что некоторые виды работ уникальны.
«Пришла в негодность самая главная часть трамвайного вагона – это рама кузова. Это основа, все, на чем держится трамвайный вагон. Мы здесь сделали уникальную операцию, а именно, изготовили новую раму. Мы никогда этого не делали. Вот смотрите, вот эти элементы – это все новое. От этого вагона осталась лишь верхняя часть кузова, которую можно сейчас посмотреть», — рассказал Андрей Тимашев, начальник мастерских по ремонту подвижного состава КТТУ.
Интересна здесь не только работа, которая выполняется, но и сами вагонные экспонаты, ожидающие починки.
Вот вагон-снегоочиститель. Всего их в городе четыре. И один уже летом вовсю готовится к зимнему сезону.
Еще одно любопытное наблюдение – ремонтом занимаются не только мужчины. Представительницы прекрасной половины тоже в деле. Они с не меньшей самоотдачей трудятся на благо города. Одна из сотрудниц, Ольга, которая занимается перегонкой вагонов, например, говорит, что задача это ответственная, на кону жизнь человека – напарника. Все должно быть под контролем, а на раздумья порой остаются считаные секунду. Бывают ситуации, что реагировать приходится моментально. О том, что пришла в профессию, женщина говорит с гордостью.
«В 89-м году у меня родилась дочечка. Днем я была с ней, а потом, в шесть вечера, пошла подметать вагончики в депо – я там рядышком живу. И как подмету трамвайчик, захожу в кабинку, и мне тут так все понравилось. И я реши пойти учиться на водителя трамвая. Вот так уже 26 лет и езжу», — поделилась Ольга Кондратьева, водитель маневровых работ.
После ремонта вагоны выглядят как новенькие. В этом, например, полностью сменили внутреннюю обшивку, потолки, полы, поручни, отремонтировали и покрасили сиденья, на очереди – замена дверей. Но для того, чтобы вагон вышел на линию, нужно довести до ума абсолютно все механизмы.
«А вы знали, что на самом деле колеса трамваев – это не колеса, а две тележки? Когда начинаются ремонтные работы, настоящий механизм уезжает в боксы, а вместо него подкатывают ложную тележку. Когда уже весь процесс ремонта завершен, их снова меняют местами, а ложная тележка вновь остается и ждет следующего клиента мастерских», — говорит Анна Володина, специальный корреспондент «Краснодара».
По правилам, капитальный ремонт трамвай должен проходить, проколесив по городу 300 тысяч километров. Самый длинный маршрут в кубанской столице – №5, туда-обратно – 40 километров. Умножаем это на стандартные 6 рейсов в день, получаем 7 тысяч 317 выходов на маршрут. В среднем это около пяти лет, после которых вагон вновь привезут сюда для технического обслуживания. При этом часто мастерские загружены не полностью. В прошлом году, к примеру, капитальный ремонт потребовался всего 16 трамваям. Для ТО такого количества вагонов сотрудников в мастерских более чем достаточно. Поэтому переживания горожан по поводу предстоящего сокращения сотрудников КТТУ, уверены на предприятии, преувеличены.
«Штат сотрудников в мастерских у нас укомплектован таким образом, что численность рабочих превышает те нормы, которые нужны для того, чтобы проводили ремонты. И внутренним аудитом было принято решение, чтобы сократить сотрудников до оптимального. Из 201 человека мы сокращаем 47 человек. Получается, на сегодняшний день у нас на 1.09.2017 года в штате мастерских останутся 142 человека. Этого количества достаточно, чтобы мы проводили и дальше капитальные ремонты и капитально-восстановительные ремонты. Все люди, которые попадают под сокращение и увольнение, будут уволены по закону через службу занятости и профсоюз», — сообщил Иван Полухин, директор КТТУ.
Еще один аргумент – цель на обновление подвижного состава. В последние годы на улицы города вышли около сотни новых трамваев, троллейбусов и автобусов, это значит, меньше тех машин, которые на улицах города разменяли по 30-40 лет, и в перспективе задача, не восстанавливать уже честно отработавшие трамваи и троллейбусы, а приобретать новые. Но мастерские будут востребованы всегда. Потому что для такого крупного предприятия возможность самим делать ремонт любой сложности – вопрос принципиальный.