Стройка жилого комплекса Rich House в Краснодаре замерла в прошлом году, дольщики разделились.
Одни готовы достраивать за свой счет, другие не хотят вкладывать деньги в собственное жилье.
Съемочная группа телеканала «Краснодар» пыталась разобраться, какой выход для дольщиков оптимальный.
Галина Смирнова мечтала о просторной квартире. Пенсионерка купила двушку в жилом комплексе Reach House в 2013 году. Застройщик обещал сдать дом через год, а потом несколько раз переносил сроки. В 2016 работы на стройке и вовсе прекратились. Ситуацией заинтересовался краевой департамент по надзору в строительной сфере.
«Специалисты департамента передали дело в прокуратуру Прикубанского округа. Сейчас ведется следствие, завели уголовное дело, опрашивают всех дольщиков и изучают бухгалтерскую отчетность», — говорит Дарья Безинская, специальный корреспондент.
Всего дольщиков — 200 семей. Между ними произошел раскол. Одна половина призывает самим достроить дом. Для этого нужно провести общее собрание, создать ЖСК и собрать недостающие средства.
«Точка зрения, которую я представляю — это передача максимальная активов от застройщика в счет ЖСК. На эти активы чтобы государство нам выдало беспроцентный кредит, и мы с помощью этого достраивали дом. Потом при завершении строительства мы продали эти активы, дай бог, чтобы их хватило, конечно же, закрыть этот кредит. Что не хватит, конечно, придется закрыть самим», — говорит Родион Илюнчев, дольщик.
Другая половина дольщиков считает, что они уже заплатили за все сполна.
«Нам предложили сейчас создать ТСЖ, скинуться по две тысячи с квадратного метра, и возможно, у нас получится достроить, но «возможно»! Нам, так сказать, гарантий никаких. Мы скинулись там в среднем по два миллиона, и нужно еще сейчас скинуться по 100 тысяч? А еще платить квартиру, ипотеку. И за что сейчас отдавать?» — возмущается Виталий Рубашко, дольщик.
Главная сложность в том, что квартиры практически проданы, другого имущества у компании нет, а значит, привлечь инвестора нечем. Специалисты говорят: голодовка — не выход из ситуации. Решить проблему можно самостоятельно, а начать — с создания юридического лица, ЖСК или ТОС, который тоже в такой ситуации может решать проблему незавершенного дома.
«Если споры с застройщиком уже ведутся, уже признаются права собственности на квартиру, тогда можно создавать территориальное общественное самоуправление. Оно предусмотрено законом о местном самоуправлении. Как раз возможность ТОСов позволяет решать именно эти проблемы — подключения к сетям общего пользования, там, каким образом что распределять, в том числе. Решать вопросы и с правом собственности на землю», — говорит Максим Филипповский, председатель межотраслевой коллегии адвокатов края.
Нередко в подобных случаях застройщика признают банкротом, подчеркивают эксперты. Хотя этот путь самый нежелательный для дольщиков, в большинстве случаев люди сами обращаются в арбитражный суд, как это было и с дольщиками Reach House. Все же процедуры бояться не стоит — покупатели все равно получат жилье или деньги. Владельцами квартир станут и те, кто покупал их по договору переуступки. Для этого нужно в течение месяца после начала наблюдения при банкротстве подать заявление на включение в реестр требований кредиторов. Образец документа есть на официальном сайте краевого департамента по надзору в строительной сфере.
«Если они заявят имущественные требования и суд рассмотрит, что данные требования обоснованы, то непосредственно будет имущественное требование. Другой вопрос, какой путь они выберут, захотят ли они получать эти квартиры, потому что на сегодняшний день получить квартиры в банкротстве возможно путем передачи ЖСК, либо путем появления приобретателя в деле о банкротстве, который будет готов достроить и передать именно имущественные требования», — пояснила Евгения Белоусова, начальник отдела департамента по надзору в строительной сфере края.
Сейчас строительный рынок переживает не лучший период: кризис сильно ударил по финансовым возможностям застройщиков и карманам покупателей. Причем до 2014 наблюдался, наоборот, большой рост спроса — компании взялись за большое количество объектов, и премиум-класса в том числе, которые наиболее затратно строить.
«Если мы возьмем Краснодар, то на сегодняшний день работает порядка 130 застройщиков. Из них где-то 50 имеют задержки ввода в эксплуатацию. Но у некоторых они просто носят некритический характер. На квартал-два — это для рынка стандартная задержка. Но некоторые объекты, некоторые застройщики, их где-то порядка 20, 25 уже в городе, по которым срок переносится не один раз. Задержка составляет от полугода и выше», — говорит Илья Володько, генеральный директор MACON Realty Group.
Эксперты советуют перед покупкой квартиры проверить, возводил ли еще жилые комплексы застройщик. Квадратные метры предпочтительнее приобретать в домах, которые готовы или почти достроены. Если же компания переносит сроки сдачи дома, то нужно держать с ней связь и обратиться в департамент надзора в строительной сфере.