Он продлится 40 дней. Это самый долгий и строгий из четырех постов в году. Первую неделю и страстную седмицу – последнюю неделю перед Пасхой – он соблюдается с особой строгостью.
Что касается питания, то во время первой недели Великого поста в понедельник верующим необходимо полностью воздерживаться от еды. Во вторник, среду, четверг и пятницу постящиеся соблюдают сухоядение — употребляют только хлеб, сырые овощи, фрукты, сухофрукты, мед и орехи. В субботу и восресенье разрешена вареная пища с добавлением растительного масла, а также вино.
Священнослужители напоминают, что пост – это не только строгая диета, самое главное – работать над собой, над своим внутренним миром. «Длительность поста связана сорокодневным постом Воскресения Христова. Господь перед своими страданиями постился, показал нам пример воздержания. Нужно не просто сказать: «Я пощусь». Пост сопровождается молитвой и добрыми делами. Конечно же, в первую очередь, нам необходимо исповедаться и причаститься святых Христовых таинств. Во время Великого поста нежелательно проводить свадьбы, проводить какие-то увеселения. Пост — это воздержание не только в ястве и питии, не только в мясе, молоке или других продуктах, но прежде всего, это воздержание от всяких развлечений», — рассказал настоятель Свято-Покровского храма протоиерей Иоанн Гармаш. Церковные богослужения в это время призваны побуждать верующих к посту и покаянию. В дни поста, кроме субботы и воскресенья, церковь не совершает полной литургии — самого торжественного и праздничного христианского богослужения. Вместо нее по средам и пятницам служат литургию Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб тоже измняется: почти прекращается пение, предпочитается чтение из Ветхого Завета.Во время Великого поста на богослужениях вспоминают истории падения и спасения человеческого рода. В первую седмицу поста, как самую строгую, богослужения более продолжительны. С понедельника по четверг священнослужители читают покаянный канон святого Андрея Критского, его делят на несколько частей. В среду и четверг к Великому канону прибавляют тропари в честь преподобной Марии Египетской. Считается, что она пришла от глубокого духовного падения к высокому благочестию. Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского. В субботу первой седмицы церковь вспоминает о помощи великомученика Феодора Тирона константинопольским христианам в 362 году. Считается, что этот святой, явившись архиепископу, повелел употреблять отварное зерно вместо оскверненной тайным окроплением кровью идольских жертв пищи. Первое воскресенье Великого поста называется иначе Неделей, или торжеством Православия. Это день памяти об окончательной победе православной церкви над всеми еретическими учениями, особенно над иконоборцами.
Вторая неделя поста называется седмицей светотворных постов. Церковь в эти дни молит о благодатном озарении кающихся. В богослужениях наряду с сокрушениями о грехах восхваляют пост как путь к такому внутреннему озарению.
Третья седмица поста считается Крестопоклонной — в восресенье церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды крестной смерти Спасителя. Кроме того, в богослужениях этой недели осуждается гордость и восхваляется смирение.
В богослужении четвертой недели поста церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника. Это подвижник VI века. В своем творении «Лествица рая» он изобразил путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по «лествице души».
Пятое восресенье поста прославляет святую Марию Египетскую. В песнопениях раскрывается евангельская притча о богатом и Лазаре, чтобы побудить верующих к истинному покаянию. Церковь убеждает остерегаться немилосердия богача и следовать примеру терпеливого и великодушного лазаря.
В субботу шестой седмицы церковь воспоминает чудо воскрешения Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой. Считается, что воскрешением Лазаря Ииус уверил всех в грядущем восресении. Воскресенье этой седмицы посвящено воспоминанию торжественного входа Господня в Иерусалим, куда он пришел для страданий и крестной смерти. Этот праздник называется Неделей ваий (ветвей), Неделей цветоносной, или Вербным воскресеньем. Есть обычай освящать в этот день пальмовые ветви, которые на Руси заменяли вербами. Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом к Страстной седмице, самой строгой неделе Великого поста, предшествующей светлому празднику Воскресения Господня. В этом году православные христиане отметят его 16 апреля. Последние шесть дней перед Пасхой носят название великих, или страстных. В эти дни церковь вспоминает Тайную вечерю, предание на суд, распятие и погребение Христа. В первые три дня этой седмицы в храмах совершают литургию Преждеосвященных Даров, в Великий четверг и Великую субботу — литургию Василия Великого, а в Великую пятницу литургий не совершают.