Посмотреть на фигуры высшего пилотажа и даже посидеть в кабине настоящего истребителя смогут зрители шоу легендарных «Стрижей».
Яркое представление асы экстремального пилотирования разыграют в небе над авиационным училищем 23 февраля. А на земле в это время пройдет смотр бронетехники и экипировки военных частей. Все, кто загорится желанием родине послужить, смогут пройти тестирование прямо на летном поле. Во время авиашоу здесь развернут передвижные пункты по отбору контрактников. Артисты творческих коллективов будут петь народные песни.
Весь этот грандиозный праздник устроят не только по случаю Дня защитника Отечества, но и в честь юбилея легендарного боевого летчика Николая Жугана. 23 февраля ему исполняется 100 лет. Николай Павлович прошел все войну, а в мирное время командовал дивизией первых реактивных бомбардировщиков Ту-6.
Со времен Великой Отечественной прошло более 70 лет, а Николай Жуган до сих пор вспоминает с теплом в душе свой Ил-4, ставший ему родным. Впервые за его штурвал летчик сел в 1941 году накануне войны. А познакомился с боевой машиной двумя годами раньше, когда закончил учебу в летно-планерной школы и был прикомандирован к авиаполку №98. В те годы он стоял в Смоленской области. И в этом боевом подразделении будущий генерал-майор, а тогда еще молодой лейтенант, переучивался на летчика-бомбардира. Вдруг грянула война. Учебные тревоги, вспоминает Жуган, были настолько частыми, что и эту, 22 июня, он воспринял как очередную проверку боеготовности.
Первое задание лейтенанта Жугана было разбомбить колонну фашистских танков, которые рвались к Бресту. Боевой вылет оказался удачным – с задачей справился и вернулся целым и невредимым. А дальше было всякое. За четыре года войны самолет военного летчика был пять раз подбит фашистами, а сам он терял боевых друзей. Так на одном из заданий погиб его однополчанин и лучший друг Георгий Пономаренко. Сам чуть не погиб во время сражения под Курском. Это был один из самых страшных эпизодов войны. Немецкий Messerschmitt ударил по бомбардировщику Жугана, и у машины загорелся правый мотор. Смерть смотрела боевому офицеру прямо в лицо. Но он выжил.
– Дело было над лесом, – рассказал Герой СССР, генерал-майор авиации Николай Жуган. – Там садиться негде было, я знал об этом. Высота небольшая, я дал команду и радисту – прыгай. Радист прыгнул, и потом я. Только открыл окно и меня вытянуло воздухом – сквозняк.
Каждый свой боевой вылет Николай Жуган до сих пор хранит в памяти. Дело в том, что в то время подробности заданий в журнал не записывали. 240 раз он поднимал в небо свой бомбардировщик и наводил ужас на штабы и колонны фашистских захватчиков. А потом был август 44-го. В один из во всех смыслах жарких Николаю Жугану и его штурману Николаю Куроедову присвоили звание Героев Советского Союза. Года не прошло, и наступила победа. Долгожданный день боевой летчик встретил, собираясь на очередной вылет.
– Все собрались: и летный состав, выступает замполит полка части, – вспомнил Герой СССР, генерал-майор авиации Николай Жуган. – Тарасенко был такой. Выступает и говорит: я должен вам сообщить хорошую весть. Я и все улыбаются: что он там может сказать? Конец войне! Ооо, ааа, ура, крик, шум. Давайте организованно крикнем три раза «ура». Ура, ура, ура.
Профессию защитника родины выбрал и один из внуков Николая Павловича. Виталий закончил краснодарское шифровальное училище. Всего же в большой семье Жугана – шесть внуков и один правнук, на которого прославленный дед возлагает большие надежды.