Психологический терроризм или опасные подростковые игры?
Жители страны стали получать на свои телефоны sms-рассылку, в которой их предупреждают об опасности на дорогах. Якобы дети бросаются под машины. Таковы условия игры «Беги или умри». Родители и учителя в разных регионах России встревожены до предела. Накануне, 7 февраля, уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова на официальном сайте обратилась к руководству ГИБДД проверить информацию о новой забаве. Дорожные полицейские, в свою очередь, говорят, что ни одного случая опасной игры не выявлено.
Корреспондент «Краснодара» провела мониторинг соцсетей, в частности, популярной сети «ВКонтакте», и выяснила, что группы с названием «Беги или умри» действительно существуют.
Задача игры — перебежать дорогу на максимально близком расстоянии от приближающихся автомобилей. Это видео сняли камеры наблюдения в Туапсе. Ребенок не успевает и попадает под колеса машины. Есть информация, что позже он признался полицейским, что играл в смертельно опасную игру. «Беги или умри» — аналог интернет-игры GTA, который дарит острые ощущения в реальности.
«Забава» — пробежать перед приближавшимся автомобилем становится популярной среди подростков. В социальной сети «ВКонтакте» существует несколько групп. На странице впечатлениями делиться не принято. Выкладывать видео — тем более.
Приглашение сыграть 13-летний Саша получал не единожды. В реальной жизни через дорогу не бегает. Жизнь, говорит, не игра.
«Чаще всего один человек другому в личке. Пишут: «Привет, давай сойдемся, сыграем в игру, хочешь адреналина?» Или просто берут на «слабо». Если неподалеку находятся девочки, то мальчики хотят проявить свою смелость. А вообще некоторых просто берут на «слабо». Я не соглашаюсь на эти штуки-дрюки, потому что они достаточно опасны», — сказал Александр Мартынюк, геймер.
Ольга Нархова — психолог, консультирует семьи, в которых есть проблемы с подростками. Объясняет, дети вступают в группы смерти, чтобы доказать свою независимость. По ее словам, эта потребность — специфика подросткового периода.
«Что такое подросток? Это энергия. Во-первых, я не знаю что с ней делать. Во-вторых, я не очень понимаю, что со мной происходит. Потому что те изменения физиологические, дети же с ними сталкиваются впервые и пугаются. А если в это время нельзя поговорить с мамой и папой, об этом очень интимном, тогда с кем? Ну, ясно», — говорит Ольга Нархова, психолог.
Психолог с 20-летнем стажем говорит, проблема не в детях, а в том, что родители перестали общаться с детьми.
«Вы монолог выложили, как правильно жить, а что у них там в это время на душе, вы услышали? Да нет. Он честно промолчал, пока вы говорили, а потом пошел в свой экран или на свою улицу или в экстремальные игры. Это не разговор. Разговор — это когда я тебя слышу, а не когда я тебе вещаю», — сказала Ольга Нархова, психолог.
В краснодарском полку ДПС говорят, что информации о школьниках, играющих в опасные игры, к ним не поступало. Данные сообщения, по мнению полиции, могут носить провокационный характер для повышения паники среди населения.
В Краснодаре в прошлом году под колеса машин попали 54 подростка: 29 ДТП произошли по вине детей, троих спасти не удалось. Были ли среди них участники игры, неизвестно. Но в любом случае, школьники должны помнить, что пострадать могут не только они.
«Когда подростки соглашаются на данную игру, они подвергают опасности не только себя, но и водителя. Если будет доказана вина водителя, то водителю грозит ответственность в виде лишения свободы сроком до 5 лет. Если же вина будет доказан ребенка, то на водителе все равно лежит ответственность как владельца, источника повышенной опасности. Он в гражданском порядке обязан будет возместить материальный ущерб, связанный с похоронами либо же с лечением», — сказал Михаил Земляков, инспектор по пропаганде ОБ ДПС ГИБДД Краснодара.
Для выяснения обстоятельств ДТП назначается сложная дорогостоящая экспертиза, заслушиваются показания свидетелей, но в большинстве случаев, говорят в ГИБДД, водителю не удается доказать, что пешеход выбежал на дорогу на таком расстоянии, что остановиться он не смог.
«Как потом с этим жить? Никакие деньги не смогут заменить жизнь потерянного ребенка. У меня тоже есть дети, и это не укладывается в голове», — говорит Олеся Пирожникова, водитель.
«Потерянное поколение» — так говорили о тех, кто взрослел в 90-х. Символами нашего времени были опасные игрушки. В той, клейно-полиэтиленовой схватке выжили немногие. Помог спорт, учеба, армия. Современное поколение — другое. Они слушают «Патимейкер» и «Баклажан», ловят покемонов и иногда умирают под колесами машин, не по невнимательности, а осознанно играя», — сказала Александра Дьяконова, корреспондент.
Если в прошлом году на родительских собраниях говорили о вреде компьютерных игр, полгода назад — о покемонах, сегодня в разряд реальных угроз перешла «Беги или умри». Эксперты советуют: не проспать тот момент, когда ребенок отдалился. Скорее всего, его вербуют, а беседы не дали эффекта.
Мы попросили подключиться к разговору отца Саши Мартынюка. Выход он нашел — довести ситуацию до абсурда, чтобы ребенку стало скучно играть.
«Бороться с этим не получится, это никто не делает контролируемым. Это дети идут из школы: «Давай перебежим!». Проводить массовую воспитательную работу … Дети и так думают что родители… не очень умные, поэтому нужно действовать теми же способами, как и действует распространение. Предлагать абсурдные вещи. Много. Их настолько много должно быть, чтобы это вызывало скуку», — сказал Евгений Мартынюк, отец Александра Мартынюка.
Нежелание, лень, усталость родителей и приводит к трагедиям, говорят психологи – зачастую достаточно ежедневного получасового двустороннего диалога. А иначе найдется тот, кто заполнит пустоту. И, как правило, находится. В 90-е это были те, кто торговал наркотиками, сейчас – те, кто доводит детей до самоубийства разными способами.
Как подтверждение – раскрытые «группы смерти», которые взбудоражили страну пару месяцев назад. Для многих подростков своим, говорящем на одном языке, стал 22-летний Филипп Будейкин, по прозвищу Лис. Он – организатор нескольких групп в интернете, в которых дети получали смертельно опасные задания. 15 подростков, выполняя их, закончили жизнь самоубийством. Врачи признали Лиса вменяемым.
Сейчас с этим явление активно борются на федеральном уровне. Депутаты предложили блокировать подобные группы до решения суда.