Ежегодно на железной дороге в России гибнут около 100 человек.
Это данные следственного комитета страны. И если раньше главной причиной было сознательное нарушение пешеходами правил и неуместный риск, то сейчас это уход в виртуальное пространство. Людей губят гаджеты. Оторванные от реальности, ушедшие в мобильные приложения, в наушниках под любимую музыку они делают роковой шаг на рельсы. В подавляющем большинстве это молодые люди. В Краснодаре за неполный год под колеса поездов попали девять подростков. Выжили только двое.
В ушах провода, глаза сфокусированы на экране, и окружающего мира словно нет. Все внимание — любимой композиции на смартфоне или увлекательному мобильному приложению, которые могут стать причиной травм и гибели пешеходов на дороге.
Светлана Друзина управляет трамваем всего полтора года. Стаж небольшой, километраж — приличный. Еще бы: каждый день ее вагон проезжает десятки километров пути. Действия водителя доведены до автоматизма. И реакция на внезапные дорожные инциденты отточена. Однако Светлана признается: один случай из своей практики она не забудет никогда. Женщина с коляской буквально бросилась под колеса многотонного трамвая. Водитель вспоминает: молодая мать пересекала трамвайное полотно не глядя по сторонам на красный свет. Еще секунда — и трагедии было бы не избежать.
«Со встречных путей она переходит мои пути коляской, а со встречного направления идет другой вагон. Останется ее часть, ее самой, на ее путях, а коляска останется на моих путях. Начинаем звонить, применять экстренное торможение. Мамочка была, конечно, в шоке, в последний момент понимает, что происходит, поворачивает коляску в межпутье. Конечно, от увиденного и от испытанного волосы встают дыбом», — вспоминает Светлана Друзина, водитель Восточного трамвайного депо МУП КТТУ.
От подобных жутких историй не застрахован ни один водитель. Увлеченный телефоном пешеход, словно во сне, в другой реальности. И разбудить его может только резкий трамвайный сигнал. Поэтому Светлана Друзина всегда держит руку рядом с кнопкой предупреждающего звонка.
Теперь немного механики. Тормозной путь 20-тонного вагона при скорости 30 км/час до полной остановки составит от 16 до 25 метров. Это если он пустой. А если с пассажирами, то увеличится практически вдвое. Почему же он останавливается так долго? Все дело в конструкции тормозной системы. Она не колодочная, как в автомобиле, а электрическая. То есть давить на педаль изо всех сил бессмысленно.
С поездами дела еще хуже. Тормозной путь состава может достигать одного километра. Именно поэтому неосторожное поведение на рельсах так часто заканчивается трагедией. Кубань опутывают более двух тысяч километров ж/д путей. Ежедневно их пересекают сотни людей. Кто по оборудованным переездам, а кто в запрещенным местах, рискуя своей жизнью. За неполный год в крае было зарегистрировано 27 фактов травмирования пешеходов. Большинство закончилось летальным исходом. В сентябре оборвалась жизнь 12-летней девочки. Она попала под товарный состав и получила открытую черепно-мозговую травму. ЧП произошло в районе «Баскет холла». Спустя несколько недель на перегоне «Витаминный - Краснодар» угодила под поезд 19-летняя студентка. Она шла по рельсам в наушниках. Водитель электрички экстренно тормозил и отчаянно сигналил. В критическом состоянии пострадавшая была доставлена в больницу.
«Вместе с сотрудниками ДПС мы решили провести эксперимент. Операция называется «Охота на зомби». Длительность эксперимента — один час. Все время дорожные инспекторы будут дежурить у трамвайного полотна. Их задача — останавливать потенциальных камикадзе. Потом подсчитаем, сколько прохожих в наушниках и с телефоном могли попасть под многотонную машину», — говорит Дарья Алборова, корреспондент.
Время пошло. Буквально через секунды нам удается поймать одного из беспечных пешеходов.
Ничуть не преувеличивая, скажу, что пешеходы буквально рвались под колёса поезда. За полчаса эксперимента сотрудники ГИБДД вернули к реальности пятерых прохожих. Считаем. Выходит, что потенциальная трагедия могла произойти на каждой шестой минуте.
«За час было остановлено восемь пешеходов, которые пользовались гарнитурой, то есть наушниками или сотовыми телефонами и, переходя дорогу, не оценивали обстановку на дороге, то есть не смотрели по сторонам», — прокомментировала Ольга Запьянцева, инспектор по пропаганде ОБ ДПС ГИБДД Краснодара.
Никаких штрафных санкций за переход дороги с гарнитурой не предусмотрено. И получается, что жизнь пешеходов в их собственных руках. И в них же судьба водителей трамваев и поездов, которые имели несчастье встретить на пути беспечных прохожих.
20.12.2016 12:47