Новость №1, которую обсуждают сегодня в городе, — повышение платы за проезд в общественном транспорте.
Увеличится и стоимость билета длительного пользования. Пятидневный обойдется в 450 руб. Проездной на месяц — в полторы тысячи. Руководство КТТУ на пресс-конференции сегодня объяснило: установленная цена, в первую очередь, направлена на удержание транспортного парка и самого предприятия на плаву. В условиях инфляции и кризиса риски вымирания увеличиваются и в таких условиях выбирать не приходится.
23 рубля — такой тариф будет установлен за проезд в городском транспорте. Действовать он начнет с начала следующего года. Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление — крупнейшая муниципальная транспортная компания на юге страны. Ежедневно на линии выходят более 200 трамваев, 170 троллейбусов и больше сотни автобусов, подведомственных предприятию, которые перевозят 125 миллионов пассажиров в год.
В сложной экономической обстановке городам труднее содержать троллейбусные и трамвайные хозяйства — нужно следить не только за самими машинами, но и за инфраструктурой на дорогах. И это при том, что подвижной состав стареет. И многие города вынуждены вовсе отказываться от электротранспорта. Астрахань, Воронеж, Иваново, Ногинск, Рязань и Ярославль, например, полностью избавились от трамваев. Отбросили рога и вагоны в Архангельске, Тюмени и ростовских Шахтах. Но чаще муниципалитеты стараются сохранить основной вид транспорта. Однако приходится сокращать сеть, как, например, это сделали в Волгограде.
«Что касается троллейбусного транспорта, у нас с начала года закрылось порядка шести маршрутов в разных районах города, причем даже те, которые действительно были востребованы горожанами и там не было дублирующих маршрутов даже в виде маршруток. Либо приходится долго их ждать, либо трудно уехать», — говорит Мария Доброскокина, журналист, г. Волгоград.
Трамвайные пути и контактная сеть Краснодара — одна из лучших в стране, и поддержка на таком уровне требует вложений. Все это закладывается в тариф. В прошлом году выручка КТТУ выросла на 12% и составила почти 2,5 млрд рублей. Но не смотря на это, предприятие остается нерентабельным. Чистый убыток в 2014 — больше 38,5 миллиона рублей. Однако компании за год удалось сократить убыточность на 35%. Для дальнейшего развития предприятия и, как следствие, подвижного состава и уровня услуг, КТТУ за счет повышения тарифа планирует полностью избавиться от долгов. Их появлению способствовали несколько причин: покупка «олимпийских» автобусов, которые не были заложены в предыдущий тариф, несвоевременное повышение стоимости билетов в прошлом году — декабрь вместо сентября — и погашение задолженности по НДФЛ.
«У меня есть сравнительная характеристика по налогам и сборам. Если за весь 2015 мы проплатили 455 млн рублей налогов, то в за 9 месяцев этого года — уже 604. Спрогнозировав, мы только в этом году на 300 млн больше налогов заплатили, с учетом того, что при вступлении меня на должность у нас были большие долги по налогам, в различные структуры. Сейчас этот тариф нам позволит хоть как-то выбраться из этих долгов», — сказал Алексей Князев, директор МУП КТТУ.
По данным директора фирмы, ежемесячные затраты предприятия в среднем составляют 210 миллионов рублей. В сумму входят зарплата рабочих, отчисления в пенсионный фонд, ремонт и обслуживание автопарка, страховка, ГСМ, электроэнергия. При этом Князев подчеркивает: инвестиционной составляющей на приобретение нового подвижного состава в тарифе нет и думать о покупках пока преждевременно.
Аналитики КТТУ рассчитывают, что с учетом инфляции без форс-мажора новые расценки за проезд помогут предприятию выйти из кризиса к концу следующего года. По словам экспертов, повышение тарифа — единственная мера, которая не только избавит компанию от убыточности, но даст стимул развитию.
«Повышая цены, предприятие компенсирует свои издержки, свои затраты, естественно, формирует свои источники для роста, для обновления своего предприятия, своих основных производственных фондов. Если оставить цены на прошлом уровне, у предприятия не появляется источника для роста, начинается проблема с тем, что необходимо финансировать его убытки и затраты, финансировать субсидиями и дотациями. Поэтому не нужно поддаваться шокам. Это вынужденная мера и реакция на возросшие потребности и рост цен», — прокомментировал Игорь Шевченко, декан экономического факультета КубГУ.
Трамвайно-троллейбусное предприятие — достояние Краснодара, которое сохранилось далеко не во всех городах страны. Электротранспорт остается самым популярным и социально значимым средством передвижения, особенно важный для льготных и малоимущих категорий. Поэтому проезд для ветеранов останется бесплатным, а «билет школьника» теперь будет действовать и в муниципальных автобусах.