В России набирают обороты инциденты с лифтами.
За две недели — две трагедии, предположительно, из-за технических проблем. В Москве погибла женщина. И вот новый инцидент в Петербурге: в шахту лифта упал школьник. Он пытался самостоятельно выбраться из застрявшей кабины. Сейчас идет расследование.
А тем временем в Краснодаре началась плановая проверка подъемников в жилых домах.
В поле зрения диспетчеров ГУК «Краснодар» — большинство городских лифтов, а их около полутора тысяч. Каждый оснащен датчиками, которые сообщают о неисправности. Например, где застрял лифт и сколько времени он стоит. Центр управления появился в Краснодаре около трех лет назад. На специальный монитор можно вывести каждый городской лифт. Правило первое, говорят специалисты: если вы застряли, не пытайтесь выбраться самостоятельно. Нужно позвонить в аварийную службу. Или связаться из кабины с диспетчером с помощью кнопки вызова.
«Ее нужно удержать, нажать и удержать немножко, в течение трех-пяти секунд, чтобы вызов пошел, а люди многие нажмут и отпускают сразу. Естественно, вызов не успевает сразу прийти на пульт», — рассказала Олеся Себко, оператор- диспетчер.
Ну а дальше — терпение. Механик должен прибыть на место в течение получаса. Таковы нормативы. Если пленнику кабины страшно, диспетчеры берут на себя роль психологов, ведь оказаться в подвешенном состоянии — настоящий стресс. Однако самые большие страхи пассажиров — это обрыв троса, нехватка воздуха и ситуация, когда зажало дверьми. Чтобы этого не произошло, специалисты управляющих компаний каждый месяц проверяют техническое состояние кабин: качество связи с диспетчером, вентиляцию, прочность канатов, точность остановок на этажах, состояние шахт.
Принцип работы лифта прост, объясняют специалисты: в движение его приводит лебедка. Кабину держат как минимум три троса, поэтому вероятность их одновременного обрыва минимальна. В среднем лифт едет со скоростью 1 метр в секунду, и при ускорении хотя бы на 15% по бокам кабины включаются так называемые ловители. В случае ЧП они остановят лифт. Но если случится так, что он все-таки начнет падать, нужно прижаться к стене кабины, присесть на корточки и упереться руками в пол.
Таких случаев в Краснодаре пока не было. А вот застревают лифты до сотни раз в день. Причем зачастую по вине самих пассажиров.
«Некоторые наши люди, особенно любят это бабушки, когда они во дворе много чего-то говорят, но не договаривают. Они, бывает, стоят между дверями и начинают друг другу рассказывать, вот этого делать нельзя. Восемь незакрытий дверей приводит к тому, что лифт просто отключается, это сделано для безопасности людей», — объяснил Анатолий Калачев, электромеханик.
Еще одну ошибку совершают молодые родители. Они завозят в лифт ребенка в детской коляске. Это неправильно, малыша нужно держать на руках, это позволит быстро выскочить из кабины в случае ЧП.
Все, кто сомневается в надежности механизма, могут запросить акт о техническом состоянии лифта в управляющей компании. Средний срок службы подъемника — 25 лет. Раньше его продлевали, заменив изношенные части. Теперь, по новым правилам Таможенного союза, меняют весь лифт.
«Замена лифтов — это один из самых дорогостоящих видов работ. Примерно стоит 1,750 млн на 9 этажей, поэтому это неподъемная ноша для собственников домов — заменить за счет текущего ремонта. Поэтому у них одна надежда — это замена за счет краевых или муниципальных программ», — прокомментировал Антон Литвинов, заместитель начальника технического отдела ГУК «Краснодар».
В этом году по заявкам жильцов лифты в городских многоэтажках начнут оснащать видеокамерами. Так уже сделали в 20 подъездах. Установка системы видеонаблюдения в одной кабине обойдется около 40 тысяч. Эта мера поможет снизить случаи вандализма, которые в городских лифтах не редкость.