Сегодня исполнилось 115 лет краснодарскому трамваю. Корреспондент «Краснодара» узнал, как все это время проходит рабочий день в городском депо.
«На часах пять утра. Многие жители города еще досматривают свои сны. На трамвайных остановках пока еще пусто, однако через час здесь будет не протолкнуться. Тысячи краснодарцев будут спешить по своим делам: на работу, на учебу, важную встречу или еще куда-нибудь. Но чтобы каждый уехал вовремя в своем направлении, уже в эти минуты трудятся десятки человек. Вся эта работа кипит в трамвайном депо», — говорит Никита Рудой, корреспондент.
Первый трамвай покидает территорию восточного депо в 5:20 и ни минутой позже. И это не чрезмерная педантичность водителя или прихоть начальника депо, а необходимая система. Каждый день отсюда на линию выходит сотня вагонов. И чтобы ни один не опоздал, как раз и нужна такая швейцарская точность.
Вагоновожатый, конечно, не пилот авиалайнера, но обязан быть также здоров. Поэтому медосмотр каждый день. Врачу решать, быть или нет водителю сегодня на линии. Надежда Хомякова по обыкновению проверку проходит. А после идет к диспетчеру за путевкой. Но это еще не все. Нужно получить экипировочную сумку. В ней — болты для сцепки вагонов и запасные предохранители. Вот теперь можно и за руль, точнее, за ручку управления трамваем. Надежда признается: за баранку авто не тянуло никогда, а вот управлять многотонной машиной на рельсах — мечта давняя.
«Мне нравится именно водить, хотела очень давно водить и большое что-нибудь», — рассказала Надежда Хомякова, водитель трамвая.
Пятый маршрут, по которому ездит Надежда, самый протяженный в городе: 41 километр. Его можно назвать историческим: он один из первых в Краснодаре. Прежде чем отправиться в путь, девушка проверяет так называемые песочницы, их две в каждом вагоне.
Все готово, можно ехать. А вот и первые пассажиры. Увидев украшенный в честь праздника вагон, горожане вспоминают свою первую поездку на трамвае.
— Почему-то вот сейчас вот вспомнилось мне, это мы ехали тоже с бабушкой, ехали тоже вот так вот в потемках, и по-моему тоже пятый маршрут. Вот как-то так запомнилась мне вот эта первая поездка.
— В1972году. Обычный трамвай, еще деревянные были сиденья. Трамвай — лучший транспорт в Краснодаре.
С этим утверждением Надежда согласна на все сто. Однако коллеги-автомобилисты так и норовят лишить трамвай репутации скоростного транспорта.
«Машины мешают, конечно, очень движению. Из-за них выбиваешься из графика. Очень часто перекрывают рельсы. Ну и аварийные бывают ситуации в основном, из-за водителей автомашин», — отмечает Надежда Хомякова, водитель трамвая.
Над тем, чтобы виновником аварии не стал трамвай, в депо работают десятки людей. Пока город спит, специалисты обследуют вагоны и устраняют неисправности, если они есть.
«Сто подвижных единиц выходит на линию, и они все осматриваются. Мастер проверяет на безопасность и на сутки дает гарантию безопасной работы», — рассказал Вячеслав Аверочкин, директор Восточного трамвайного депо.
Но главный барьер безопасности — это школа водителей трамвая. Чтобы управлять 18-тонником, а ровно столько же весит танк, нужно учиться полгода. Не сдал экзамен — забудь о карьере вагоновожатого, ведь за твоей спиной — десятки людей, и от тебя зависит их безопасность.
На часах 09:30. Трамвайный парк Восточного депо заметно опустел. И в праздничный день работа идет по обычному расписанию. И так уже на протяжении 115 лет.
Вообще, у краснодарского трамвая очень интересная история. Краснодар стал 17-м в стране, где пустили этот вид транспорта. Но произошло это не сразу. Шел 1886 год. В думу Екатеринодара обратились два инженера с дерзким по тем временам предложением: проложить конку по Красной. Конка — это предшественник электрического трамвая. Вагон, который тянут лошади. Это бы решило проблему с перемещением по городу, а она была огромной. Извозчик в то время стоил дорого и был многим не по карману: дорога в один конец — 50 копеек. При том, что рабочий получал от 10 до 30 рублей в месяц. Депутаты думы приняли идею настороженно и в итоге отклонили. Объяснили так: городские улицы в большинстве своем представляют собой бездорожье, а конка заняла бы непростительно большую площадь. Вот как описывает это жительница Екатеринодара тех лет:
«Самое яркое впечатление о Екатеринодаре оставила его удивительная, невообразимая грязь. Она не просыхала с осени до весны. Немощеные улицы превращались в реки густой, вязкой грязи... Для закрытия ставен на ночь обитатели выезжали верхом. Пытались осушить улицы с помощью канав со стоком в Кубань и Карасун, но это не помогало. Конечно, прокладывать трамвайную линию по такой улице было очень сложно».
Проекты строительства трамвайной линии Екатеринодарская дума отклоняла трижды. В итоге первый вагон побежал по рельсам только в 1900 году. И он был электрическим. Линий было две, их построили бельгийцы. Маршруты протянулись по Красной от городского сада до Новокузнечной и по современной Мира (в то время Екатерининской) до вокзала. Билет на проезд по главной линии с правом пересадки на вокзальную стоил 5 копеек. Это в десять раз дешевле извозчика, но все равно было дорого. Восемь лет спустя маршрутная сеть начала расширяться. Появилась пригородная ветка в Пашковку. Первое время дороги были узкоколейными, и только в 1930-х гг. рельсы приобрели привычный нам вид. Последний участок городской сети перешили на широкую колею после Великой Отечественной войны.