По всей стране продолжаются акции протеста дальнобойщиков, которые выступают против введения системы «Платон».
Она предусматривает оплату за проезд по федеральным трассам. Пошлину взимают с грузовиков, массой свыше 12 тонн. Сегодня, 30 ноября, масштабный протест должен был пройти в Москве, но водители перенесли его на 3 декабря. Тем самым дали время правительству отреагировать на акции. К ним присоединились и кубанские дальнобойщики. Они почти неделю живут на дороге под Краснодаром.
Вот он – «километр протеста». Под Краснодаром на обочине трассы простаивала вереница пустых фур. Если еще в начале недели здесь около 20 машин, к выходным бастующих водителей было уже около 40. Андрей Яловой из станицы Старокорсунской колесит по краю два года, КАМАЗ взял в кредит, который еще выплачивает. Поэтому когда узнал, что от выручки придется отломить еще один жирный кусок, оставил прицеп и припарковался на обочине в знак протеста. Шесть дней прожил в кабине с верой в солидарность, которая города берет.
– Ну а что делать – надо ж, чтоб люди услышали, – сказал водитель Андрей Яловой. – А насчет продуктов – люди проезжают, видят, что стоим. Передают кто воды, кто что. Вот, из «Окей» люди два пакета нам пирожков передали.
Быт без излишеств: натянули тент, развели костер. Коротали время, обсуждая новый закон, который сделал федеральные трассы платными для машин, масса которых превышает 12 тонн. Таким образом, в общий котел государство планирует собирать порядка 50 миллиардов рублей в год и тратить их на ремонт дорог. Логика проста: больше всего асфальт портит именно тяжелая техника. Водители «тяжеловесов» с такой постановкой вопроса не согласны. Трассы, говорят, для того и строят, чтобы грузы перевозить, а весь ущерб – от лишнего веса.
– Получается, что? Кто-то едет с перегрузом, на этом наживается весовой контроль, все вот эти товарищи, – возмутился водитель Евгений Горбунов. – И мы, получается, за правонарушителей должны заплатить.
За каждый километр федеральной трассы, который проедут, дальнобойщики теперь платят больше полутора рублей. При том, что "ремонт дорог" заложен и в транспортном налоге, и в акцизе на топливо.
– Вот мой автомобиль, 40-42 литра расход, – рассуждает водитель Виктор Зубчик. – В день я прохожу 700 км. То есть не нужно быть семи пядей во лбу, что бы просчитать: если 100 тысяч километров я прохожу в год, то в районе 2,5 миллионов в год я отдаю только на акцизе. Вот акциз, который нам обещали отменить, транспортный. То есть рубашку с нас сняли – теперь снимают брюки.
Главные враги участников акции – депутаты Госдумы и он, «Платон» – система, через которую нужно перечислять деньги. Свое отношение к этому кто-то выразил посредством транспарантов, а кто-то на пыльном боку своей «ласточки» – там, где раньше писали что-то вроде «помой меня». Но теперь не до шуток.
Перевозки – неотъемлемая часть и торговли, и всего процесса производства. Поэтому ненужно быть аналитиком, чтобы понять – платные дороги приведут к удорожанию всех продуктов. Так что скоро и мы, потребители, будем по «Платошке» протягивать ножки, – предупреждают участники мирной акции протеста.
– Зерно вырастили, доставку делать надо будет – платить уже надо «Платону», – объясняет водитель Юрий Лагойда. – Зерно перемололи, повезли обратно на ферму кормить ягнят-телят. Тех же ягнят-телят делается доставка, везут оболочку (колбасу же надо запаковать) – опять идет подорожание. Плюс эту же готовую колбасу повезли по складам, т.е. как они говорят – на 16 копеек подорожает. Это все ложь, подорожают продукты на 25-30% минимум.
Такие акции протеста проходят в разных регионах страны. Эмоции зашкаливали, поэтому на всякий случай у колонны большегрузов дежурила полиция. Но водители не доставляли им особых хлопот. Сегодня противники закона и вовсе сменили тактику и теперь пытаются получить разрешение на пикет возле краевой администрации. А если не получится – вернутся к стоячей забастовке. По словам протестующих, радикальных мер они не планируют, но намерены добиваться полной отмены закона.