Подпишись, и будь в эпицентре жизни Краснодара
У вас есть важная информация, которой вы готовы поделиться с редакцией? Свяжитесь с нами
Меню Общество Краснодар отмечает 65-летие со дня пуска в городе первого троллейбуса
28.07.2015 07:34

Краснодар отмечает 65-летие со дня пуска в городе первого троллейбуса

Читать Телеканал Краснодар:

 

Город стал 17-ым в стране, где появились рогатые машины, и последним, где еще в XXI веке использовались так называемые троллейбусные поезда. Эти сцепки из двух вагонов помнит большинство горожан, ведь отменили их не так давно, в 2013 году. 

Первый краснодарский троллейбус пустили по улице Красной от горпарка до стадиона «Динамо». Ради этого пришлось убрать трамвайные рельсы. По единственной ветке в 1950-х годах катались восемь голубых троллейбусов. Такие машины собрали на Тушинском авиазаводе в  Подмосковье, а затем развозили по регионам. Краснодар стал 17-ым городом, который освоил новый вид транспорта.

«Троллейбус очень был популярный, потому что другого вида транспорта не было. Автобусов мало совсем было, вообще почти не было в то время. Правильное было принято решение — развивать городской электрический транспорт, экологически чистый», — говорит Николай Мельников, ветеран Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления.

Сегодня в краевом центре не осталось ни одного раритета. Как они выглядели, помнят только архивные фотографии и вагоновожатые-старожилы. Владимир Шляпенко, прощаясь с верным напарником, вспоминает, как 40 лет назад крутил баранку старенького ЗИУ-5.

«Было только две двери — сзади и спереди, средней двери не было. Это было очень неудобно для пассажиров. Все пассажиры собирались у передней двери, во-первых, и на остановках была большая задержка. Сам дверной проем был уже, чем на ЗИУ-9. Кабина также отличается: руль был воздушный на ЗИУ-5, и при поворотах всегда воздух выходил: пш-пш-пш — шипел руль.

Проход был очень узким. Когда скапливались пассажиры, в салоне было почти невозможно пролезть со средней площадки на заднюю дверь. В 1970-х годах между окнами на этих стойках были часто компостеры, почти на каждой стойке с одной стороны и с другой стороны . Компостер представлял из себя такую коробочку с прорезью и рычажок. В эту прорезь вставлял билетик, рычажком придавливал, и там зубцы продавливали билетик с номером.

Были, конечно, и зайцы. Пока едешь — тихо, спокойно, тишина в салоне. Как только заходит контролер, водитель объявляет по приемнику: «Приготовьте билетики!». И сразу слышались стуки, все клацали компостером свои билетики.

Немаловажно зеркала для водителя. Вот сейчас выносные кронштейны — это очень удобно, а на ЗИУ-5 стояли слева и справа маленькие кронштейны с простыми зеркалами, которые охватывали маленькую полосочку над троллейбусом. Если пассажир шел с другой стороны, его вообще не было видно. Только в самый последний момент на закрытии, на открытии ты его видишь.

Вот, кстати, подошел новый троллейбус, здесь вообще другие зеркала. Здесь выносные кронштейны что справа, что слева. Водителю очень удобно в них смотреть. Сейчас у нас еще маленькое зеркало вешается. В эти зеркала не было видно переднюю дверь, а вот когда повесили маленькое зеркало, оно встроено только на переднюю дверь», — поделился Владимир Шляпенко.

Сегодня у троллейбусов есть и такая роскошь, как кондиционеры и пандусы. За 65 лет число рогатых машин в Краснодаре увеличилось с 8 до 200. И сейчас им даже не нужен ток: они могут проехать на аккумуляторах до 15 километров.

«Троллейбус не уйдет. Он останется, потому что всегда приходит время, когда мы начинаем вспоминать о себе. Потому что что такое троллейбус? Это же экологически чистый вид транспорта. У него никаких выбросов нет. Это не выхлопная труба, как дизель в автомобиле, поэтому будущее за ним», — рассказал Николай Мельников, ветеран Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления.

Троллейбусная сеть Краснодара растянулась почти на 250 километров и связывает все городские микрорайоны. Первые голубые троллейбусы в 1950-х называли машиной на века. Современные машины в веке XXI символично переняли голубые тона. 

 

65 лет назад в Краснодаре открылось троллейбусное движение.

Город стал 17-ым в стране, где появились рогатые машины, и последним, где еще в XXI веке использовались так называемые троллейбусные поезда. Эти сцепки из двух вагонов помнит большинство горожан, ведь отменили их не так давно, в 2013 году. 

Первый краснодарский троллейбус пустили по улице Красной от горпарка до стадиона «Динамо». Ради этого пришлось убрать трамвайные рельсы. По единственной ветке в 1950-х годах катались восемь голубых троллейбусов. Такие машины собрали на Тушинском авиазаводе в  Подмосковье, а затем развозили по регионам. Краснодар стал 17-ым городом, который освоил новый вид транспорта.

«Троллейбус очень был популярный, потому что другого вида транспорта не было. Автобусов мало совсем было, вообще почти не было в то время. Правильное было принято решение — развивать городской электрический транспорт, экологически чистый», — говорит Николай Мельников, ветеран Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления.

Сегодня в краевом центре не осталось ни одного раритета. Как они выглядели, помнят только архивные фотографии и вагоновожатые-старожилы. Владимир Шляпенко, прощаясь с верным напарником, вспоминает, как 40 лет назад крутил баранку старенького ЗИУ-5.

«Было только две двери — сзади и спереди, средней двери не было. Это было очень неудобно для пассажиров. Все пассажиры собирались у передней двери, во-первых, и на остановках была большая задержка. Сам дверной проем был уже, чем на ЗИУ-9. Кабина также отличается: руль был воздушный на ЗИУ-5, и при поворотах всегда воздух выходил: пш-пш-пш — шипел руль.

Проход был очень узким. Когда скапливались пассажиры, в салоне было почти невозможно пролезть со средней площадки на заднюю дверь. В 1970-х годах между окнами на этих стойках были часто компостеры, почти на каждой стойке с одной стороны и с другой стороны . Компостер представлял из себя такую коробочку с прорезью и рычажок. В эту прорезь вставлял билетик, рычажком придавливал, и там зубцы продавливали билетик с номером.

Были, конечно, и зайцы. Пока едешь — тихо, спокойно, тишина в салоне. Как только заходит контролер, водитель объявляет по приемнику: «Приготовьте билетики!». И сразу слышались стуки, все клацали компостером свои билетики.

Немаловажно зеркала для водителя. Вот сейчас выносные кронштейны — это очень удобно, а на ЗИУ-5 стояли слева и справа маленькие кронштейны с простыми зеркалами, которые охватывали маленькую полосочку над троллейбусом. Если пассажир шел с другой стороны, его вообще не было видно. Только в самый последний момент на закрытии, на открытии ты его видишь.

Вот, кстати, подошел новый троллейбус, здесь вообще другие зеркала. Здесь выносные кронштейны что справа, что слева. Водителю очень удобно в них смотреть. Сейчас у нас еще маленькое зеркало вешается. В эти зеркала не было видно переднюю дверь, а вот когда повесили маленькое зеркало, оно встроено только на переднюю дверь», — поделился Владимир Шляпенко.

Сегодня у троллейбусов есть и такая роскошь, как кондиционеры и пандусы. За 65 лет число рогатых машин в Краснодаре увеличилось с 8 до 200. И сейчас им даже не нужен ток: они могут проехать на аккумуляторах до 15 километров.

«Троллейбус не уйдет. Он останется, потому что всегда приходит время, когда мы начинаем вспоминать о себе. Потому что что такое троллейбус? Это же экологически чистый вид транспорта. У него никаких выбросов нет. Это не выхлопная труба, как дизель в автомобиле, поэтому будущее за ним», — рассказал Николай Мельников, ветеран Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления.

Троллейбусная сеть Краснодара растянулась почти на 250 километров и связывает все городские микрорайоны. Первые голубые троллейбусы в 1950-х называли машиной на века. Современные машины в веке XXI символично переняли голубые тона.