Устав ждать конкретных указаний от Евросоюза, дизайнеры изобретают «авоську» ХХI века, чтобы искоренить полиэтиленовое зло. В этом году ЕС дал свое согласие странам-участницам на сокращение производства такой упаковки, но никаких мер до сих пор не последовало. Журналисты баденского телевидения посчитали, во что обходится экологии среднестатический немец.
Поскребли по сусекам в редакции и разложили на траве полиэтиленовый конфискат. По статистике, в среднем, пакетом пользуются первые 25 минут, а потом он разлагается в земле на протяжении пятисот последующих лет. Журналисты из Карлсруэ озвучивают печальные цифры:
«Вы видите, я стою в десяти метрах от вас, а те пакеты, что впереди, — это среднестатистический результат пользования одного жителя Германии за 4 месяца. Примерно 20 пакетов. 64 в год. То есть, линейку можно продолжить», — говорит Паскаль Шют, корреспондент Баден-ТВ.
Пакеты разных цветов и разных компаний — дискаунтеры наряду с сетями парфюмерных магазинов и модных брендов. Евросоюз одобрил введение налогов на использование полиэтиленовых пакетов или даже их запрет. Но оставил это на усмотрение самих стран-участниц союза. Министерство по охране окружающей среды в Германии пока абстрагируется от каких-либо предписаний. Партия зеленых в Карлсруэ скептически улыбается:
«Мы, конечно, не можем понять, почему никто не хочет предпринимать никаких действий. Поэтому мы думаем над тем, что можем сделать у себя в Карлсруэ, чтобы внести хотя бы небольшой посильный вклад», — поделился Йоханнес Хоне, депутат партии «Зеленые» в Карлсруэ.
Местные власти должны вступить в диалог с местными предприятиями и жителями города и настоятельно рекомендовать им сократить использование полиэтиленовых пакетов, — сказано в заявлении, поданном на рассмотрение в Городской совет Карлсруэ.
«Мы надеемся, что в магазинах, по крайней мере, спрашивают покупателя, прежде чем вручить ему полиэтиленовый пакет. А вообще мы за то, чтобы впредь их не давали как бесплатную упаковку. Как правило, в них вообще нет необходимости. У покупателя есть сумка», — заявил Йоханнес Хоне.
Повлиять на совесть потребителя вместо ввода запретов — метод, на который делает ставку Федеральное правительство. Охрана окружающей среды — личное обязательство представителей торговли. Частично это требование уже выполняется. Так, например, некоторые сети супермаркетов давно отказались от бесплатных пакетов. А жители Карлруэ такие меры одобряют:
— Да, я за то, чтобы сократить количество пакетов, они же очень сильно загрязняют моря. Плохо, что в супермаркетах полиэтиленовые пакеты стоят намного дешевле бумажных.
— Хорошая идея! У меня, к сожалению, сегодня нет с собой сумки, пришлось тоже купить пакет. Но я пакет этот не выброшу, а использую еще несколько раз. Он не пойдет сразу на мусорку, этого я не сделаю.
Однако такова судьба лишь половины всех пакетов, другая пополняет урну в день покупки. Есть ли альтернатива пластиковой упаковке? Экологичные, на первый взгляд, бумажные пакеты имеют свои темные стороны: потребление энергии при их изготовлении в два раза больше, а вторичное использование тоже имеет границы. По мнению дизайнерского дуэта Ана и Анда, пришло время новых идей.
«До сегодняшнего дня мы очень гордились тем, что используем исключительно бумажные пакеты. Узнав, что они также приносят природе мало пользы, мы испугались и задались вопросом, есть ли вообще альтернатива. Мы тщательно исследовали этот вопрос и остановились на использовании биополотна», — поделились Анна и Анда, дизайнеры из Карлсруэ.
Из такого натурального материала дизайнеры шьют в своем ателье индивидуальные чехлы для покупок. Спрос очень большой, однако, понятное дело, товаром массового потребления эта упаковка станет не сразу. Пока в поле зрения нет ни закона о полиэтиленовых пакетах, ни альтернативы, доступной массовому потребителю, — делает вывод журналист Паскаль Шют. Поэтому каждый человек, отправляясь в магазин, несет личную ответственность перед экологией. Немцам советуют за покупками ходить с рюкзаком, чтобы пакет не понадобился.