Днем гулять по городским улицам жителям мешает палящее солнце, а по вечерам на охоту выходят насекомые. Больше всего страдают жители домов в районе городских озер и пригорода краевого центра, а также любители прогуляться после захода солнца вдоль Карасунских прудов, на Затоне или на Солнечном острове. Ситуацию усугубляет пасмурная погода. Чем выше влажность на улице, тем быстрее размножаются насекомые. Пик обычно наступает в июле.
Однако все в сравнении познается. Краснодарцам очень бы позавидовали жители некоторых районов Германии: они вынуждены вести против назойливых насекомых самую настоящую войну. Какими средствами куют победу в пригороде Кралсруэ? О кардинальном подходе немцев — в материале журналистов из города-побратима.
Биолог Артур Йорст и его команда каждый день отправляются на полевые работы в пойму реки Рейн. Надев резиновые сапоги и вооружившись специальной чашей на длинной ручке и химическим средством, специалисты ведут охоту на личинок комаров. С первых дней марта участники немецкого «антикомариного спецназа» — подразделения КАБС — выезжают на берега реки. Изо дня в день биологи из Коммунального объединения по борьбе с комариным бедствием отмечают, на какой стадии развития находятся личинки комара и какую площадь им удалось завоевать.
«В мае на Рейне было три пика паводка. Тогда началось первое существенное половодье для нас в этом сезоне. И оно действительно создало благоприятные условия для размножения комаров. Так что у нас теперь довольно много работы. Здесь есть даже терпимые к холодам виды комаров. Они только и ждут, когда уровень воды вновь поднимется и водная среда достигнет нужной температуры. Некоторые уже вылупились, ведь воды действительно много. Нам пора принимать решительные меры», — отметил Артур Йост, региональный руководитель «Коммунального объединения по борьбе с комариным бедствием».
В этой стеклянной банке резвятся личинки в начальной стадии развития. Сейчас у них только одно занятие — еда. Поэтому и растут, как в сказке: не по дням, а по часам. Через несколько суток они разовьются в полноценных кровососущих. Чтобы избежать комариного нашествия, нужно вовремя распылить специальное химическое средство. Оно работает, когда личинки еще не превратились в куколок.
«Этот препарат активизируется непосредственно в организме личинки. Там он присоединяется к клетке кишечной стенки и делает ее проницаемой для жидкости. Вода проникает в клетку, она наполняется и лопается. Вместе с ней погибает и сама личинка. Этот процесс выборочный, то есть он происходит только в кишечнике личинки», — рассказал Артур Йост.
Таким образом можно уничтожить до 90% всех личинок. Однако этот способ придумали не сразу. 40 лет назад река Рейн пережила практически бедствие библейского масштаба. Тогда в одно из половодий будущие комары оккупировали каждый миллиметр поймы. Биологи фиксировали плотность до 40 тысяч яиц на квадратный метр.
«При каждом паводке вылупляется определенное число личинок. Когда очаг размножения затоплен, ни один естественный враг не может туда поселиться. Так что личинки в той или иной степени могут развиваться в безопасности. Это может приводить к катастрофическим последствиям, подобно тем, которые мы знаем с 1970-х годов», — отметил Артур Йост.
Борьба с крововсосущими в пойме Рейна продолжится до сентября. Затем Артур Йост и его команда вернутся в лабораторию, чтобы оценить прошедший «комариный» год и подготовиться к следующим волнам паводков.