Город-побратим Краснодара, немецкий Карслуруэ, показателен как пример трепетного отношения к пассажирам. Приоритет в дорожно-транспортной схеме города отдан общественному транспорту, а именно трамваям. Это позволяет перевозить большое количество людей и не допускать скопления автотранспорта. Железнодорожная сеть разрослась до такой степени, что на народном референдуме было решено — перенести часть трамваев под землю.
Проект, название которого дословно переводится как «комбинированное решение», был запущен в 2008. За 11 лет планируют проложить подземные тоннели не только для трамвайных линий, но и для автомобилей. И все для того, что бы в 2019 году вместо оживленных магистралей Кайзерштрассе и Кригштрассе, это аналоги краснодарских улиц Красной и Северной, появились скверы, парки и места для отдыха горожан. Ради этого все 300 тысяч жителей Карлсруэ набрались терпения и спокойно отнеслись ко временным неудобствам.
«Мы обезопасили все здания, находящиеся в зоне проведения работ по прокладке тоннеля, а также рядом с трамвайными остановками. Это значит, что для начала мы постарались определить, на что повлияют наши строительные работы в первую очередь, наложат ли они свой отпечаток. Если да, то мы признаем нанесенный ущерб и возместим его», — рассказал Франк Ненингер, уполномоченный представитель компании «Касиг».
Стройка ведется в центре европейского города с его узкими улочками и огромным количеством магазинов, кафе и торговых центров. Их бесперебойная работа, кстати, гарантирована на протяжении всех этапов строительства. При бурении застройщики стараются свести возможные повреждения до минимума, но, конечно, без неприятностей не обходится. Это здание — старинная постройка Карлсруэ. Один из арендаторов пожаловался, что в его квартире от стены начала отходить плитка и появилась трещина.
«Мы хорошо продвигаемся вперед. Если говорить об этом ущербе, то для начала необходимо доказать, что он возник в результаты наших работ. С тех пор, как начались работы по прокладке тоннеля, жалоб ни от кого не поступало. Это первый случай. Позади примерно 520 метров проложенной трассы, и мы очень рады, что до сих пор все идет гладко», — Франк Ненингер, уполномоченный представитель компании «Касиг».
«Комбинированное решение» обойдется городу в примерно 1 миллиард евро. Для поддержки столь дорогого и долгого проекта власти Карлсруэ запустили широкую информационную компанию: на специальном сайте можно отследить все этапы работ, заградительные заборы намеренно сделаны прозрачными, а в городских лавках продаются сувенирная продукция с эмблемами масштабного проекта.