Подпишись, и будь в эпицентре жизни Краснодара
У вас есть важная информация, которой вы готовы поделиться с редакцией? Свяжитесь с нами
Меню Культура Историк Гусев рассказал о том, какой была Кубань в эпоху позднего Средневековья
12.03.2025 14:40

Историк Гусев рассказал о том, какой была Кубань в эпоху позднего Средневековья

Фото: телеканал «Краснодар»
Фото: телеканал «Краснодар»
Читать Телеканал Краснодар:

Кто жил на Кубани в Средневековье?

Предкавказье служило историческим коридором для торговцев и кочевников. На этих землях обитали киммерийцы, скифы, сарматы, авары, хазары и татаро-монголы.

Местные племена частично исчезали, частично сохранялись, а их культура претерпевала изменения. Общественные отношения оставались практически неизменными на протяжении двух тысячелетий, что не способствовало образованию государства. На этом фоне произошло присоединение к России и заселение региона казаками. Благодаря археологическим раскопкам и находкам в Белореченских курганах, мы можем многое узнать о социальном устройстве и быте черкесов, ― сообщил старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения факультета истории, социологии и международных отношений КубГУ, Константин Гусев.

Местные жители, касоги (предки адыгов), были разделены на множество племен.

После нескольких волн нашествий кочевников, касоги в Закубанье начали вести оседлый образ жизни. Они испытали влияние тюркоязычных хазар и болгар, а также ираноязычных алан. В XIII веке территория была завоевана монголами, и часть адыгской знати перешла на их службу.

В XV веке касоги оказались под покровительством турок и приняли ислам. До конца XVIII века они находились в вассальной зависимости от Крыма и Османской империи. Торговля и подушная подать с черкесов составляли значительную часть дохода для турок. Адыгские князья и дворяне служили при дворе крымского хана.

Как был устроен быт?

В основном занимались сельским хозяйством, культивируя злаковые, бахчевые и овощные культуры. Выращивали просо, ячмень, пшеницу и кукурузу. Огородничество также развивалось.

Кроме того, в предгорьях процветало cадоводство. Сажали яблони, вишни, груши и алычу. Однако наибольшее внимание уделялось скотоводству – разводили крупный и мелкий рогатый скот, коз, овец, лошадей и свиней. Коневодство занимало особое место. Занимались ткачеством, бортничеством и охотой.

Ремесленная деятельность носила домашний характер: женщины занимались ткачеством сукна, одежды и обуви, а мужчины изготавливали посуду, занимались плотницким делом, обрабатывали шкуры и создавали орудия труда и оружие.

Погребения содержали много оружия; рядом с курганами находили сабли, наконечники копий и стрел, а также конское снаряжение. В женских погребениях обнаруживались богатые находки: серебряные и золотые туалетные принадлежности, железные ножницы, костяные иглы для шнуровки, железные замки и обломки деревянных шкатулок. Также находили войлочные женские шапочки, халаты и кафтаны, ― рассказал историк.

В качестве украшений использовали монеты Орды, перстни с сердоликом и височные кольца, иногда встречались ножи и кинжалы. Туалетные наборы включяли в себя флакончики краски для бровей и духи. Среди мелких принадлежностей были пинцеты для выдергивания волос, зубочистки и ловушки для блох.

Какая была социальная структура?

Захоронения указывают на наличие имущественного неравенства, так как среди них встречаются как очень богатые, так и крайне бедные. К XVI веку наблюдается четко выраженная феодальная иерархия: воины-уздени погребались в простых курганах, тогда как абадзехские военачальники находили покой в роскошных захоронениях, ― подчеркнул Гусев.

Князья занимались организацией военных походов и набегов на соседние территории, а захваченных врагов продавали в Турцию. Дворяне получали земли и крестьян в награду за свою службу, и это дворянство было наследственным.

Хасэ представлял собой высший орган власти у абадзехов – народное собрание. К XVIII веку в обществе господствовало натуральное хозяйство, города отсутствовали, а государственность только начинала формироваться с протурецкой направленностью внешней политики. В это время также складывались основные черты материальной культуры адыгов, включая национальный костюм, архитектурные традиции, орнаменты и народный эпос.

Тфокотли представляли собой крестьян, составляющих основную часть населения. Среди них были как бедные, так и богатые. Они имели право голоса на общинных собраниях, могли менять хозяев и владели собственными рабами.

Пшитли также были крестьянами, но их статус передавался по наследству и мог быть продан. У них было свое хозяйство, но при этом они находились в личной зависимости.

В долине реки Белой проживали абадзехи, где складывались раннефеодальные отношения. В конце XVIII века к власти пришли тфокотли, что привело к сокращению влияния князей и дворян, хотя земля по-прежнему оставалась в руках феодалов. Патриархальные традиции продолжали сохраняться, а наиболее воинственные племена сохраняли свою мощь.