2 марта в российских кинотеатрах выйдет долгожданная картина режиссера Николая Лебедева. Всепобеждающая любовь, шпионские игры и торжество справедливости - каким получился фильм, расскажем в материале.
Поствоенное кино
Николай Лебедев умеет снимать зрелищное кино - это факт, а «Легенда № 17» (2013) и «Экипаж» (2016) - наглядное тому доказательство. Жанр военной истории как нельзя кстати подходит для реализации своих творческих способностей.
От таких фильмов, как правило, ожидаешь обильного количества зрелищных батальных сцен. Жанр военного кино, пожалуй, один из самых излюбленных для отечественной индустрии. Но «Нюрнберг» - это особый случай, который, с одной стороны, сложно причислить к военным фильмам, но и вовсе исключить его из этой категории нельзя. Скорее, это «поствоенная» кинокартина, в которой самый кровопролитный конфликт в истории человечества отзывается лишь эхом «пары-тройки» перестрелок.
Вторая мировая окончена, нацистская гидра повержена. Теперь враг ожидает справедливого и сурового наказания. В немецком городе Нюрнберг начинается военный трибунал над фашисткой верхушкой - самый масштабный в истории человечества судебный процесс. Однако не все собираются мириться с поражением. Пока СССР и силы союзников подготавливают материалы судебного дела, попутно деля между собой разрушенную Германии, нацистское подполье готовится сорвать Нюрнбергский процесс.
В городе собираются репортеры, журналисты, фотографы. Все внимание мировой прессы и телевидения приковано к Нюрнбергскому процессу. На фоне этих значимый событий разворачиваются личные, куда менее важные для всеобщей истории действия. Вообще «Нюрнберг» старается заинтересовать зрителя самыми разными путями: и семейной драмой, и любовной историей, и шпионским играми. Не всегда ожидаешь от российского фильма такой «многоплановости». Хотя и сам Николай Лебедев определял жанр как «детективно-шпионский триллер», скажу честно, я ожидал от «Нюрнберга» нуарного детектива, насыщенного психологическими диалогами и полностью лишенного погонь и перестрелок. Но получилось то, что получилось.
Большие и маленькие трагедии
Война разрушает судьбы самых разных людей: одни встают на путь зла, а затем оказываются в петле, другие - сопротивляются ему, теряя в этой борьбе самых близких людей, а, порой, и самих себя.
Игорь Волгин (Сергей Кемпо) встречает конец войны с автоматом в руках в разрушенном Берлине. В Нюрнберг, где вскоре произойдет «процесс века», он попадает в качестве военного переводчика. Там он надеется что-то узнать о своем без вести пропавшем брате Николае. В Нюрнберге главный герой поступает под командование полковника Мигачева (Евгений Миронов). Он обеспечивает работу советских обвинителей на суде, добывая документы, подтверждающие преступления нацистов.
Не лишена картина и любовной линии. В процессе поисков брата, интересующих героя куда больше судебного процесса, Игорь Волгин знакомится с русской девушкой Еленой (Любовь Аксёнова). Ее, как и тысячи пленных советских граждан, угнали в трудовое рабство в Германию. Во время войны она работала на заводе по производству снарядов, а теперь оказалась вовлечена в деятельность подпольной ячейки недобитых нацистов. Возглавляет подпольщиков эсэсовец Хельмут по кличке «Хаммер» (Вольфганг Черни). Во что бы то ни стало гитлеровцы хотят сорвать Нюрнбергский процесс.
Главные же события разворачиваются в судебном зале. На скамье подсудимых оказывается уцелевшая верхушка нацисткой Германии: Герман Геринг (Карстен Нёргор), Вильгельм Кейтель (Людвиг Хольбург), Альфред Йодль (Торстен Крон) и другие. Бывшие нацистские лидеры, ухмыляясь, отрицают свое участие в преступлениях фашистского режима, утверждают, что ответственность за развязывание войны лежит вовсе не на Германии, а на Советском союзе.
Обвинителю со стороны СССР, прокурору Роману Руденко (Сергей Безруков) приходится упорно доказывать вину бывших соратников Гитлера. Иногда демонстрируя самые ужасные вещи нацистов: абажуры из человеческой кожи и засушенную голову одной из узниц концлагеря.
Что в итоге?
Знаковые слова, вынесенные в заголовок, принадлежат одному из героев картины: «Приговор пересмотру не подлежит». И в этом ключе фильм выглядит очень современно. Подобно нацистским лидерам, сегодняшние западные демократии пытаются переписать историю. Мы никогда не отрицали роль союзников в победе над гитлеровской Германией, но и преуменьшать свое участие не позволим, ровно, как и пересмотреть итоги Второй мировой войны и смыть клеймо зла с фашизма.
«Нюрнберг» вновь напоминает о том, что любое зло, каким бы сильным оно не было, будет побеждено и справедливо наказано, а человеческая память навечно сохранит бессмертный подвиг советского народа.