В краевой столице работает необычная театральная студия. Её актеры не собирают полные залы, работают больше для собственного развития. Студия создана четыре года назад специально для людей с ограниченными возможностями здоровья. В ней занимаются 40 человек - дети и взрослые. Обучаются актёрскому мастерству, сценической речи, хореографии, пластике.
- У нас нет отдельных групп, например, для людей с синдромом Дауна. У нас смешанные группы, в которых занимаются ребятки и с синдромом Дауна, и с ДЦП. У нас девочка есть незрячая, есть девчонки-колясочницы. Сейчас мы активно работаем над спектаклем «Остров». Это гастрольный спектакль. Мы планируем показать его в других городах, - рассказала руководитель инклюзивной театральной студии «Лестница» Елена Гаипова.
В репертуаре театра 4 спектакля. Показать есть что. Студия уже дважды выигрывала президентский грант с проектом «Взаимодействие». Он подразумевает обмен опытом между инклюзивными театрами страны. «Лестницу» ждут. А пока надо выкладываться. За этим следит строгий режиссёр. Денис Блинов третий год работает в студии. Пьесу знает наизусть. И требовательно реагирует:
- Дёргай его! Шепчи ему! Не бойся дать этот фон! Тащи его! А ты вырывайся: «Отстань от меня! Что ты со мной как с маленькой!» А ты стоишь ему просто плечико массируешь.
- Человеку группы «Норма» объяснить очень часто просто, потому что у него есть такая позиция «Как я могу не понять? Я же человек умный!» А тут у большинства этого нет. Они искренне не понимают - так и скажут: «Я не понимаю!» Поэтому мне интересно. Это мне вызов, мне испытание. И с ними я, как профессионал, расту большими темпами, чем если бы я работал действительно с профессиональными актёрами, - объясняет режиссёр инклюзивной театральной студии «Лестница Денис Блинов.
Наблюдая за игрой (или за жизнью на сцене?) Павла Поротикова, напрочь забываешь о том, что он актёр непрофессиональный. Разве может Джонни Паттинмайк быть другим? Да он просто вылитый:
- Есть горошек. - Горошек?! Разве может нормальный мужчина брать горошек на ужин?! Дааай-ка мне вон ту грудинку. Дай-ка мне!
Три года Павел учится и играет в «Лестнице». И, возможно, не всегда хочет расставаться с образами, которые может воплотить.
- У меня «Лестница» ассоциируется с путём длиною в жизнь. Я готов посвятить «Лестнице» всю жизнь. И ничто не изменят. Даже если будет создано что-либо, например, театральная академия, я не покину «Лестницу».Яя останусь здесь навсегда. моя судьба предрешена, - уверен актёр инклюзивной театральной студии «Лестница» Павел Поротиков.
Захочет ли когда-нибудь покинуть студию Диана Алимова - тоже большой вопрос. Хотя почему бы не попробовать сделать серьёзную карьеру. Из мечты - в реальность.
- Действительность на сцене она создаётся не путём какой-то попытки актёра донести до зрителя: «Вот, мы показываем вам реальность, поверьте в неё». Она создаётся путём веры актёра, самого актёра, всех актёров, коллектива, в эту действительность. И актёры с такими особенностями, я заметила, они как-то более податливы вере в эту действительность, - рассказывает актриса инклюзивной театральной студии «Лестница» Диана Алимова.
А она, реальность, такова, что инклюзивная студия учит людей - с особенностями и без - быть и самими собой, и лучше.
- Не знаю, что сказал бы Станиславский, поверил бы он или нет. Но я точно знаю, что эти люди на сцене, эти актёры верят в себя и в то, что они делают, - говорит специальный корреспондент телекомпании «Краснодар» Виталий Молчанов.