Ее улыбка завораживает зрителей и несколько веков будоражит умы искусствоведов. Кем была Мона Лиза? Женой флорентийского торговца, абстрактным идеалом девушки или юношей в женском платье.
Споры вокруг «Джоконды» – самой известной картины Леонардо да Винчи – не утихают по сей день. Не спит ночами и учитель музыки из Краснодара Диана Коваленко, она отстаивает свою версию рождения легенды.
– Случайно ночью (это 5 июля было) я вышла на балкон и просто на небо посмотрела, – говорит Диана Коваленко. – Как обычно, в общем, ничего не думала. И когда увидела луну и у меня шок, просто был шок. Она была в таком ракурсе, что я смотрю лицо Джоконды – увидела, и это был реально ее профиль.
О своем открытии Диана Коваленко этой же ночью рассказала маме и сестре-искусствоведу, которые не верили своим глазам. Луна в ту ночь действительно напоминала лицо Джоконды. На следующее утро девушка связалась с друзьями в Италии, которые дали ей номер историка и исследователя творчества Да Винчи – Маурицио Серачини.
– Он сказал мне, что эта версия уникальна, оригинальна, это новая версия, – утверждает Диана Коваленко. – То есть мне важно было услышать, что не было раньше этого и то, что он сказал мне, что вполне может быть, потому что он говорит: «А сзади нее лунный пейзаж».
Судьба все решила за Диану. Девушка полетела во Флоренцию, где встретилась не только с Маурицио, но и с Алессандро Вистози – директором музея Леонардо Да Винчи. Как говорит сама краснодарка, именно эти люди заставили ее поверить в себя и не отказываться от лунной версии. Вернувшись в Краснодар, Диана начала активно изучать статьи о наследии великого художника эпохи Возрождения. А потом написала научную статью, где, опираясь на рукописи да Винчи, трактаты о его жизни и творчестве, доказывает свое открытие.
– Он изобразил луну через призму своего воображения, – сказала Диана Коваленко. – Ее лицо – ракурс луны, правильно? Вот почему бровей у нее нет. Потому что, многие говорят, версии, что в то время красиво было, что у женщин модно. Но если мы возьмем его картины, он же 14 картин написал, ни одна женщина – и Мадонна Лита, и дама с горностаем, вот любую взять его картину – ни одна картина не нее не похожа. То есть этот стиль женщин, который вот, – это абсолютно другое.
Статью сначала опубликовали в сборнике краснодарского института культуры, а затем ее увидели читатели международного научного журнала Aspeсtus. На сегодняшний день она доступна на четырех языках – русском, английском, итальянском, французском, готовится арабский перевод. Диана признается, что после той летней ночи Джоконда навсегда вошла в ее жизнь. Картина теперь не только в мыслях, но и на чехле телефона, магните холодильника, обложке блокнота.
– Эта картина уже после этого появилась, как мы это все нашли, – говорит Диана Коваленко. – Решили, что раз отгадали, кто такая, значит, она должна здесь находиться.
– Назвать это открытием – это как-то, в общем-то, несоизмеримо, – уточнил искусствовед Иван Ващенко. – Все-таки это величина Леонардо в этом смысле, знаете, как горная вершина. Но то, что наша землячка приобщилась к великому, так сказать, наследию – это дорогого стоит. Потому что в принципе каждое поколение Леонардо открывает для себя заново.
Тайна личности Джоконды не раскрыта до сих пор. Сейчас существует 10 официальных версий. Самая популярная – на портрете изображен сам Да Винчи. Другие считают что прототип – жена флорентийского торговца Дель Джокондо или муза многих художников той эпохи – Изабелла Из Эсте. А вот еще одна теория: Джоконда – собирательный образ и Да Винчи изобразил идеальную девушку или даже молодого юношу в женском одеянии. У краснодарцев тоже есть свое мнение на этот счет.
– Может быть, это автопортрет самого художника. Может быть, это какая-то его знакомая.
– Просто это его воображение, мне кажется.
– Крестьянская женщина, по-моему, простая крестьянская девушка, которую вот он решил нарисовать. Красоту, изящество, ее черты лица.
Название картины – La Gioconda, а Gioconda с итальянского – «играющая». «Играющая», по мнению Дианы Коваленко, – один из синонимов Луны. Думается, что, желая создать интригу, Леонардо да Винчи не стал назвать картину «Луна» и поиграл словами, объединив в портрете женщину и природу. Потому La Gioconda, как и Луна, играет со всеми, кто смотрит на нее, завораживая своим непостоянством. Удалось ли краснодарке раскрыть тайну Джоконды, теперь у искусствоведов есть еще одна версия для размышления.