Подпишись, и будь в эпицентре жизни Краснодара
У вас есть важная информация, которой вы готовы поделиться с редакцией? Свяжитесь с нами
Меню Культура Воссоздание краснодарского «Мальчика на слоне». Спецрепортаж
30.04.2015 06:37

Воссоздание краснодарского «Мальчика на слоне». Спецрепортаж

Читать Телеканал Краснодар:

 

Это точная копия той, что была установлена еще в 1950-х годах прошлого века. Правда, материал для новой фигуры выбрали более прочный. Воссоздать символ детства многих краснодарцев взялся скульптор из Екатеринбурга Геннадий Кутлыбаев. Уральский мастер в свое время принимал участие в восстановлении храма Христа Спасителя и работал над памятником Маркизу де Саду во Франции. Чтобы сделать копию знаменитого «Мальчика на слоне», ушло чуть больше трех месяцев. За тем, как рождалась композиция, следили журналисты из Екатеринбурга. Уникальные кадры в специальном репортаже.

Геннадий Кутлыбаев наносит последние штрихи глиняному хищнику. Свердловский мастер аккуратно формирует острые клыки будущего крокодила. Создание скульптуры — процесс кропотливый, но и трудоемкий. Металлический каркас обрамляют глиной, а затем на нее наносят гипс и приваривают арматуру, чтобы получить формы для литья.

Это лишь первый этап рождения монументальной композиции. Впереди — еще три месяца работы. Скульптуру пришлось создавать с нуля по меркам прежнего индийского мальчика. Как оказалось, после 60 лет службы памятник уже не подлежит восстановлению.

Краснодарцы очень переживали потерю любимой скульптуры. Но власти города успокоили общественность и пообещали вернуть монумент в сквер. Правда, не оригинал, а его точную копию по размерам, внешнему виду и цветовому оформлению. 

Чтобы подготовить литейные формы, профессионалам нужно аккуратно снять слой застывших гипсовых корочек, не повредив при этом скульптуру. Иначе вся работу пойдет насмарку.

Работу осложняет и то, что со временем многие элементы памятника были утрачены. За 60 лет он вытерпел дождь, снег, палящее солнце и нашествие вандалов. Так, цвет монумента не раз менялся с серого на голубой, а Маленький Мук был то темнокожим, то желтым, а руки юного наездника и вовсе опустились. Поэтому оригинальный вид памятника мастерам пришлось восстанавливать по архивным фотографиям.

«Сложность скульптуры в данном случае заключается в том, что изначально скульптура была сделана в бетоне, а мы будем делать ее в металле. Это разные техники, которые требуют разных подходов», — отметил Дмитрий Брезгин, директор литейной мастерской.

На сей раз создают скульптуру из более прочного материала — алюминиево-кремниевого сплава. Литье, по словам мастеров, — самый ответственный и сложный этап рождения фигуры.

«Нужно учесть много факторов: правильно расплавить металл, выдержать нужную температуру, нужную скорость заливки, и, конечно, нужен элемент везения, чтобы форма не протекла, чтобы было достаточное давление в форме, чтобы получилась отливка качественной, без дефектов», — рассказал Дмитрий Брезгин, директор литейной мастерской.

Отливают скульптуру по частям: отдельно бивни слона, его ногу, часть туловища, голову животного и мальчика. Литейщики расплавляют алюминий, а затем раскаленную массу разливают по формам — фрагментам памятника.

Чтобы жидкий алюминий обрел твердую форму, уходит менее часа. Отлитые части скульптуры отделяют от прототипа. Сначала голову индийского мальчика, а затем и голову слона.

И вот первый взор знакомого животного. Фигура кажется немного грубоватой. Острые углы необходимо сгладить, неровности — зачистить, чтобы точно подогнать фрагменты друг к другу без видимых швов.
Собирая все части скульптуры в единую композицию, мастера обрабатывают каждый элемент в отдельности, а после дорабатывают всю композицию. Для этого даже пришлось пойти на риск: при литье не стали отделять наездника от слона.

«Я считаю огромной нашей заслугой то, что мы их отлили как одно целое. В литье считается очень сложный процесс, потому что гораздо проще отлить отдельно мальчика и слона и мальчика закремить, но мы постарались и сделали одно изделие», — сказал Дмитрий Брезгин.

Первый автор монумента — Михаил Ружейников создал композицию в 1957 году в дань послевоенной дружбе Советского Союза с Индией. Тогда сквер имени Свердлова, а в народе Детский, был чуть ли не самым популярным в городе. «Мальчик на слоне» был центром притяжения детворы со всего города. Вокруг скульптуры плавали рыбки и цвели настоящие кувшинки. Каждый краснодарский школьник мечтал о фото с индийским слоником. Многие из тех, кому сейчас за 60, до сих пор хранят детские фотографии рядом с этой скульптурой. Чтобы придать индийскому слонику прежние краски, в мастерской пошли на эксперимент и использовали особое покрытие.

«Вообще процессом потенирования очень сложно управлять, поскольку используются химические элементы, которые самостоятельно реагируют с металлом. Приказать им реагировать поровнее или помедленнее невозможно», — рассказал Дмитрий Брезгин.

Монумент окрасили высокопрочной краской. Крокодилы как живые. Свою первозданность скульптура сохранит не одну сотню лет.

Воссозданный монумент весом почти 2дветонны из Свердловской области в Краснодар доставили большегрузом. Путешествие «Мальчина на слоне» домой заняло трое суток. Его установили в сквере Дружбы на обновленном бетонном постаменте. Встретить любимого с детства мальчика на слоне пришли десятки горожан.

«Это слоник нашего детства. Мне сейчас 68-й год. Я помню, нас мама сюда приводила, мы здесь гуляли около фонтанчика, ручки мыли. И я с правнучками сюда прихожу. Это радость и неожиданность, что мы даже застали монтаж этого слоника», — поделилась Людмила Прошина, житель Краснодара.

Власти Краснодара рассматривали несколько вариантов мест для установки скульптуры. Но выбрали концепцию, которая сделает парк детским, как и полвека назад. Мальчик на слоне и крокодилы теперь будут жить рядом с игровой площадкой. Возможно, эти малыши когда-нибудь приведут в сквер уже своих детей и расскажут об истории знаменитого индийского мальчика, который стал уже родным для краснодарцев.