Александр Чулков уже 4 года отвечает за бюджет краевого центра. Он знает, куда уходит каждая копеечка из городской казны, и рассказал об этом телеканалу «Краснодар». Делимся с вами, почему власти не использовали оставшиеся 1,8 млрд рублей в конце года и зачем нам многомиллионная заначка.
- По итогам 2022 года в бюджете образовался профицит – 1,8 млрд рублей. Возникает вопрос, почему этим деньгам не нашли применение? Направили бы на ремонт еще одной дороги или на премии учителям к Году педагога и наставника.
- Очень хорошая мысль, я думаю, она бы понравилась учителям. Если бы эти 1,8 млрд разделили, хорошую бы премию получили. На самом деле, учителей не обидели. На внеочередном заседании гордумы депутаты направили около 133 млн рублей на выплаты педагогам к 1 сентября по 5 тысяч рублей. Краевая администрация направляет еще по 5 тысяч рублей каждому. То есть к 1 сентября педагоги получат по 10 тысяч. Возможно, не великая сумма, но приятная учителю, чтобы почувствовать атмосферу праздника.
К 1 сентября все педагоги Краснодара получат выплату по 10 тысяч рублей.
Почему не потрачена эта часть бюджета? Где-то могла возникнуть экономия. Планировали сделать дорогу за 10 млн рублей, сделали за 8,5. Хотели сделать ремонт школы за 20 млн, сделали за 15. Эта экономия в конечном счете образовала профицит. У нас всегда в конце декабря есть сверхдоходы. Бизнес старается заплатить налоги за январь, чтобы новогодние праздники уже встречать спокойно. Эти 1,8 млрд стали «подушкой безопасности» на первый квартал.
С 1 января действует единый налоговый счет. Раньше предприниматель платил различные виды налогов, их много: на прибыль, на имущество, НДС. Какие-то налоги местные, какие-то краевые, какие-то федеральные с различными сроками оплаты. Теперь человек платит на один счет одной большой суммой. Задача Федерального казначейства разделить: это Краснодару, это краю, это Федерации. Но ни одна реформа гладко не проходит.
В первом квартале года мы столкнулись с тем, что Федеральное казначейство не поспевало все эти платежи разделить. Мы же не имеем права срывать срок зарплаты тренерам в спортшколе, срок оплаты электроэнергии, чтобы фонари горели. Расходы были, а доходы поступали раз в месяц – 28 числа. Пока шел этот период становления, мы получали по половине, а в феврале буквально 3% от наших планов. Эта накопленная «подушка безопасности» нас спасла.
Это не только заначка, которую мы оставили, чтобы в первом квартале выжить. Это и возможность направить средства на новые вызовы, которые мы не учли, планируя бюджет на 2023 год.
Сэкономив в этом году, мы можем понять: есть острая задача отремонтировать фасад в школе. У нас же осталось с прошлого года? Осталось. Давайте отремонтируем. Это не только заначка, которую мы оставили, чтобы в первом квартале выжить. Это и возможность направить средства на новые вызовы, которые мы не учли, планируя бюджет на 2023 год.
- Есть у города заначка на случай чрезвычайных ситуаций, которую пополняют и не трогают?
- Да, это резервный фонд при наступлении чрезвычайных ситуаций. Из последнего – хлопок газа на улице Клинической, 18.
Казалось бы, бюджет у нас один, который по направлениям разделен. Вот мы всё разделили, нет никакого резерва, и случилось негативное чрезвычайное событие. Мы с образования ребятам скажем: «Не надо так много учить, поделитесь, у нас случилось ЧП»?
Поэтому в текущем году у нас есть 29 млн рублей резервного фонда. Когда случилось ЧС, нет времени собрать заседание депутатов, выпустить документ, согласовать его по всем инстанциям. Мы можем оперативно выплачивать пособия людям, расселять в гостиницы, оплачивать питание. Постановления потом, конечно же, выходят. Ни один бюджетный рубль не может быть потрачен, потому что просто хочется.