Изменение схемы, проблемы в атаке и эмоции: «Краснодар» переиграл ЦСКА
Нет человека более сосредоточенного, чем одинокий мужчина на футболе. Когда ему не приходится на кого-то отвлекаться, кому-то что-то объяснять или просто-напросто уделять внимание. Мужчины обычно безэмоциональны и лишь изредка издают звуки радости и разочарования. Зачастую наблюдение за матчем характеризуется напряжённым молчанием.
Один из них сидел рядом со мной на матче «Краснодар» – ЦСКА. Я ощущал какую-то родственную душу, потому что тоже сидел и молчал, выражая эмоции исключительно аплодисментами уходящим и выходящим на замену. Мужчина же, помимо своего молчания, порою задавал в пустоту тактические вопросы, на которые, что естественно, ответов не получал.
Они что, играют в 3 защитника?
Да, «Краснодар» сыграл в 3 защитника, частично отзеркалив схему ЦСКА. Оборонительная тройка Арутюнян, Алонсо и Тормена, несмотря на новшество, смотрелась весьма уверенно. Немного непривычно, но при этом традиционно хорошо подключался к атакам Сергей Волков, закрывавший всю бровку и подстраховывавший Ахметова, а потом – Кривцова.
Кроме этого, создавая напряжение у чужих ворот, защитник отлично смотрелся в обороне. Волков «съел» заблудившегося в одном из краснодарских лесов Аббосбека Файзуллаева. Узбекский футболист, до матча с «чёрно-зелёными» справедливо получавший восторженные отзывы о собственной игре, в Краснодаре смотрелся, мягко говоря, бледно. И большую роль в этом сыграл именно воспитанник «быков».
Один лишь латераль Батчи из оборонительной пятёрки вызывал не просто вопросы, но откровенный страх. Это учитывая то, что претензий к нему – меньше всего. Он оказался на этой позиции вынужденно из-за травмы Олазы, которую уругваец получил в матче против «Оренбурга». Потому Батчи исполнял роль, которая была отведена ему Ивичем и волею судьбы.
При этом сказать, что анголец смотрелся откровенно плохо нельзя. Тем более, нельзя сказать, что он провалился, но за 174-сантиметрового легионера «Краснодара» действительно становилось страшно, когда на него бежали массивные бразильцы Келвен или Мойзес. Латераль Батчи был откровенно слабым звеном в защите, которое, правда, Владимир Федотов предугадать и использовать для собственной выгоды не сумел. Хотя ЦСКА и играл преимущественно через правый фланг.
Туда вечно бежал Келвен, туда стремился сместиться Чалов, оттуда навешивал Обляков, но к желаемому результату это не привело. Игрок из Анголы часто выполнял защитные функции при Ивиче – прессинговал, старался навязывать борьбу, однако всё это он делал, находясь на позиции атакующего инсайда. Теперь футболист лучше остальных понимает, что опускаться в оборону и играть там на постоянной основе – вещи в корне отличающиеся. В защите он вряд ли планировал проводить целый матч, потому такое решение главного тренера «Краснодара» было не просто смелым, оно было… впрочем, это в продолжении не нуждается.
Перед стартом матча складывалось ощущение, что анголец рисковал повторить судьбу Кенни из «Южного Парка», однако он всё-таки выжил и отработал уверенно в силу своих защитных возможностей. Вдобавок к этому, травма Олазы несерьёзная, а значит, с чувством выполненного долга, Батчи сможет вернуться на чужую половину поля, где будет чувствовать себя спокойнее и увереннее.
Да как можно играть без Кордобы в атаке?
Ответ очень простой: плохо. «Краснодар» в атаке действительно смотрелся не очень.
Притом, что причина хорошей и плохой игры «быков» в нападении сосредоточена одном человеке – Джоне Кордобе. Если для обороны Ивич придумал план, который полностью оправдал себя, то основная атакующая задача была одна: заменить Кордобу. Но даже совместные усилия Олусугена и Мозеса при схеме 5-3-2 не смогли дать эффект, который своей игрой даёт один колумбиец. Центральные полузащитники в лице Ахметова и Сперцяна всем видом показывали, что они не особо понимают, куда движутся номинальные форварды «Краснодара», в то время как манёвры Кордобы выучил, кажется, абсолютно каждый игрок «быков».
Они настолько привыкли к колумбийцу на острие атаки, что продолжили играть так, будто у него нет четырёхматчевой дисквалификации. Однако Мозес, как Кордоба, выиграть позицию не мог, Олусегун, в силу габаритов, пытался брать другими положительными сторонами – скоростью и техникой. Потом, в поисках идеальной замены форварду, вышел Александр Кокшаров. С его выходом удалось несколько отодвинуть игру от своих ворот и заставить Мойзеса и Рошу хотя бы немного напрячься в борьбе за верховые мячи – и всё же для полноценной замены этого мало.
Всем, конечно, очевидно, что Кордоба – один из трёх футболистов, на которых держится игра «Краснодара», но в матче против ЦСКА это выглядело, как зависимость. У «быков» была «ломка» по подачам в штрафную, по своевременным открываниям, по скорости и уверенности в том, что на чужой половине поля кто-то может зацепиться за мяч. Всё это выливалось в забросы на Олусегуна, который, при всём желании, борьбу «на втором этаже» выиграть вряд ли мог.
Особенно тревожно, что у «Краснодара» осталось ещё два матча без Кордобы. Особенно радостно, что их прервёт зимняя пауза, во время которой Ивич, совместно с селекционным отделом, должен будет найти или создать для «быков» новые функции в атаке, которые не будут выглядеть как перекладывание работающего шаблона в Football Manager.
Как же хорош Матвей Сафонов!
И это не вопрос. Это – утверждение. Здесь разве нужно много говорить? По мне так, всё в крайней степени очевидно. Трибуны стадиона чаще всего скандировали именно фамилию голкипера. Он сумел оставить ворота в неприкосновенности, несмотря на множественные попытки игроков ЦСКА. Вопрос сухого матча Матвей, как заядлый чиновник, поставил на особый контроль.
Он сохранял концентрацию, он руководил обороной, он участвовал в началах атаках – в общем, делал всё, что было в его силах и даже чуть больше. Игроки ЦСКА настреляли 1,12 xG (против 0,31 у «Краснодара»), то есть, на свой гол наиграли, но в воскресный вечер у Матвея было иное мнение.
Я абсолютно уверен, что, если бы не было гола Кривцова, награда лучшему игроку ушла бы именно вратарю, но сам Сафонов таким исходом, кажется, не сильно расстроен. Потому ушёл без приза лучшему игроку, зато с «сухарём», тремя очками и на 1-м месте в таблице. Такова уж несправедливая судьба голкиперов, однако стадион не даст соврать, ведь от скандирования «Сафонов, Сафонов» не могли отказаться даже самые молчаливые мужчины.
Что ты делаешь, Эдо?
Действительно, понять, что в этот вечер делал Сперцян, трудно. Я понимаю, что футболист провёл удивительную первую часть сезона – по индексу РУСТАТа он в тройке самых полезных полузащитников РПЛ и лидер Чемпионата по участию в голевых атаках. Однако в последнем матче Эдо просто потерялся.
Он не мог начинать атаки с левого полуфланга, не чувствовал уверенности в собственной позиции, потому время от времени появлялся на всех участках поля – в качестве второго нападающего вместо Олусегуна или в опорной зоне рядом с Александром Черниковым. Последний, кстати говоря, провёл крайне уверенную и взрослую игру. Исполняя роль последнего человека в центре поля, Черников позволил себе минимальное количество ошибок, останавливая атаки соперника и разгоняя собственные.
При этом, сколько ни хвали Черникова, всё равно запомнится именно пас Сперцяна на Кривцова, который уже многие успели сравнить с передачей Трента Александра-Арнольда в матче против «Барселона». А то, что было после – уже история.
Весь стадион следил сначала за передачей Эдо, потом за ударом Кривцова, после чего каждый почувствовал взрыв эмоций, посыпавшихся со всех сторон. Здесь даже молчаливые мужчины не сумели сдержаться и крикнули вымученное «Да!», которое вынашивали почти весь матч. После гола уже не было никаких вопросов – болельщики застыли в ожидании финального свистка, прозвучавшего по истечении четырёх добавленных минут. Сергей Карасёв дал сигнал об окончании встречи – и стадион выдохнул.
Молчаливый мужчина после окончания встречи несколько минут продолжал сидеть и смотреть на футбольное поле. Там игроки «Краснодара» традиционно благодарили фанатов за поддержку, а отдельный круг по стадиону сделал Владимир Ивич. В течение всего матча специалист был напряжён, но после окончания игры серб стал задумчив, поаплодировал стадиону и отправился в подтрибунное помещение, откуда в следующий раз выведет команду лишь в марте.
Зато фанаты «Краснодара» задумчивыми не были. Всех охватывало общее чувство, одинаковая энергия, которая в этот вечер заразила буквально весь город. Только молчаливый мужчина продолжал смотреть на почти пустое поле, по которому суетливо носились сотрудники стадиона. Не знаю, что он ощущал, но предполагаю, что внутреннее удовлетворение. Это ощущение чуть больше, чем секундная радость после забитого мяча. Оно остаётся с тобой ещё долго – на стадионе, на улице и дома, когда ты совершенно точно осознаёшь, теряясь в толпе счастливых людей, что команда из твоего города идёт на первом месте в Российской Премьер-Лиге и имеет все шансы на чемпионство.
Это важно не упустить. Это важно помнить – и Ивич, пожалуй, от этого был таким задумчивым, когда ощущал эмоции 32 тысяч человек. Эмоции людей, продолжающих верить в то, что чудо возможно не только на Новый год, но и в мае, когда завершается Чемпионат России.