Режиссёр фильма «От игры к игре» рассказал о работе над кинолентой, футболистах и роли Галицкого в тренировочном процессе «Краснодара»

Спорт
Автор:  

Документальная лента вышла на большие экраны 25 мая и продолжает собирать комментарии в соцсетях.

Фильм продолжительностью 99 минут, пожалуй, ни одного зрителя не оставил равнодушным. Болельщики «быков» под постом о премьере в официальном Instagram-аккаунте ФК «Краснодар» благодарят создателей киноленты за то, что приоткрыли дверь в жизнь клуба, при этом многие отмечают, что смотрели фильм на одном дыхании и полутора часов картины оказалось мало. Мы поговорили с режиссёром ленты Юрием Шаровым.

Когда вы начали работать над фильмом?

- Идея пришла от директора Академии ФК «Краснодар» Арама Фундукяна. Меня нашли через продюсера Ашота Казаряна. Я приехал в Краснодар в начале октября прошлого года.

Видео, использованное в фильме, снимали специально под него или нет?

- Да снимали специально под него и ещё использовали хронику плюс кадры игры с ПАОКом, которые были сняты штатным оператором клуба. Мы это использовали, чтобы выстроить всю историю. Я же уже начал работать с группового этапа Лиги Чемпионов. Первыми съёмками были интервью с игроками о том, что они чувствуют, выйдя в ЛЧ. И потом уже поехали на игру с «Ренном».

Для вас это первый документальный фильм?

- Я учился на режиссёра, который снимает документальные ленты. Ещё лет десять назад в Москве снимал несколько документалок, то есть опыт был. Но серьёзная такая работа у меня это первая.

Были ли какие-то трудности при работе над фильмом?

- Самое сложное – это организация. Многие думают, что мы специально снимали это кино, то есть останавливали футболистов, по нескольку раз проигрывали какие-то моменты. На самом деле нет. Мы были с командой, и наша задача была – не отвлекать команду от того, чем она занимается. Мы работали около, пытались снять какие-то моменты, найти интересные ракурсы на ходу. И из-за того, что всё происходит довольно быстро, было сложно за всем успеть. Потому что у нас оборудование, которое нужно переставлять. Операторы разделялись – одни снимают раздевалку, другие – поле. К тому же сложно было всё охватить и из-за коронавируса, потому что на стадионах сейчас правила: если ты снимаешь раздевалку, ты не можешь снимать поле и наоборот. Было строго с правилами. Невозможно было перемещаться между операторами, нужно было заранее продумывать все кадры, давать указания.

Не секрет, что ФК «Краснодар», как и его владелец – это такая, довольно закрытая история, когда журналисты получают только ту информацию, которую даёт клуб и Сергей Галицкий. И многие ждали этот фильм, как некий рассказ о «внутренностях» команды. Как думаете, у вас получилось?

- Думаю, да. Мне поставили задачу сделать фильм именно об участии команды в Лиге Чемпионов. Просто я читаю комментарии в соцсетях, и многие говорят: «а как же РПЛ, почему не показали уход Мусаева?». Вообще, задачей фильма было показать именно ЛЧ, как команда готовится и переживает, поэтому и назвали «От игры к игре». И, как мне кажется, это получилось. Для меня было важно снять раздевалку, как футболисты волнуются, как им всё не безразлично. Те же самые проигрыши, они же не связаны с тем, что игроки не хотят выиграть, они связаны с тем, что игроки наоборот хотят победить. Например, домашний проигрыш «Севилье», когда команда проиграла на последней минуте. Они пытались выиграть матч и атаковали, атаковали, атаковали и пропустили уже контратаке. Даже это показывает мотивацию игроков, то есть отдать максимум.

Цензура со стороны клуба была?

- Монтаж, который мы представили и согласовывали с Арамом Фундукяном, он и есть готовый фильм. Конечно, рабочего материала мы сняли в разы больше, но это обычная практика. Кроме того, мы пытались вписаться в какие-то временные рамки. Я же не могу показывать фильм на четыре часа. Хотелось сделать так, чтобы интересно было не только верному болельщику «Краснодара», который знает о клубе всё и смотрел все матчи, но и просто зрителю, которому интересно посмотреть про закулисье российского футбола, как команда выступает в Лиге Чемпионов. Мне кажется, мы справились с задачей – фильм будет интересно посмотреть любому человеку.

В фильме много «лайфовых» моментов, например, когда болельщик после матча последними словами ругает команду или когда Мусаев в сердцах отчитывает подопечных в раздевалке. Они были заранее прописаны в сценарии?

- У нас всегда в раздевалке было два оператора плюс я за воротами снимал болельщиков, это была просто живая реакция, что удалось случайно запечатлеть. Если бы мы не сняли эти кадры, их бы конечно не было в фильме. Это просто какая-то удача. Наше дело – во время и после игр поймать, запечатлеть, показать эмоции, а потом записать интервью со Смольниковым, Сафоновым, Газинским и так далее, чтобы объяснить, откуда они, эти эмоции, взялись. Естественно, нервы сдают, когда на тебе большая ответственность. Я не играл в Лиге Чемпионов, но даже как зрителю мне было нервно ощущать эту обстановку и ответственность, которая стоит за выступлением в ЛЧ. Тем более в первом таком турнире у клуба.

Вы говорили, что читали комментарии в Instagram. Какие высказывания зрителей запомнили?

- Было много комментариев. В целом большинство сводилось к двум моментам: одни говорят – «почему так коротко, хочется ещё, всё понравилось» и другие – «мы хотим больше открытости клуба, обычные интервью нам не очень интересно смотреть».

Знаете ли вы реакцию Галицкого на фильм?

- Нет. Я надеюсь, что скоро узнаю, понравился ли Сергею Николаевичу. Мне очень интересно узнать.

Почему фильм озвучивал именно Данила Козловский?

- Изначально, когда обсуждали фильм, думали, какой формат использовать. Есть формат реалити-шоу, когда не нужна вообще озвучка, или же у нас будет классический вариант документального кино с интервью и голосом за кадром. Вообще, хотели даже на час сделать фильм, но по ходу работы расширили хронометраж. Так вот, когда планировали картину, в голову сразу пришёл Данила Козловский. Я смотрел фильм «Тренер», кроме того, актёр находится в хороших отношениях с клубом, как мне кажется. Поэтому его фамилия всплыла у всех сразу.

После работы над фильмом стали ли чаще смотреть игры «Краснодара»?

- Я не могу сказать, что смотрю все футбольные матчи, но за «Краснодаром» начал следить во время и после создания фильма. Я знал клуб и до этого, то есть знал, кто такой Смольников, Сафонов, много слышал о Шапи и видел его голы, был наслышан о том, что у «Краснодара» очень красивый стадион, что команда играет в атакующий футбол, но не смотрел каждый матч. Сейчас стараюсь смотреть каждый матч и последний, с «Ростовом», мне очень понравился.

Во время работы над фильмом как складывались отношения между съемочной группой и командой?

- У нас отличные отношения. Никто никому не мешал, камеры не убирал, у нас не было никаких ограничений. Изначально у всех было понимание, что этот фильм делается клубом, то есть это идея клуба сделать фильм о себе. Игроки знали, что мы часть команды.

Как думаете, другие клубы РПЛ захотят снять о себе что-то похожее на ваш фильм?

- Не могу отвечать за кого-то, но мне кажется, что сейчас такой формат спортивной документалистики становится популярным. Пока мы снимали фильм об ЛЧ, клуб из Ростова-на-Дону снял свой фильм в формате телешоу. Для болельщиков, думаю, что такой формат интересен. Ранее был фильм о чемпионстве «Локомотива», а также «Манчестер Сити», «Тоттенхэм» делали фильмы. Тут даже не про открытие чего-то нового разговор, а больше о том, что «Краснодар» захотел показать болельщикам другую сторону команды в такой серьёзный для клуба сезон.

Уход Мурада Мусаева повлиял на сценарий фильма?

- Нет. У нас изначально была договорённость, что мы снимаем только о Лиге Чемпионов, то есть у нас настолько прочной была эта договорённость, что мы даже не снимали Лигу Европы. Мусаев ушёл уже после ЛЧ. Вообще, интересная история с Мурадом Мусаевым у меня была. Когда я приехал, я видел, как Мурад себя ведёт, как он предан команде, и потом после игр я начал читать на спортивных сайтах комментарии о том, что Мусаев ничего не решает. Когда я читал это и видел, что на самом деле происходит в команде, мне хотелось показать, что на самом деле это не так. Что не Сергей Галицкий тренирует «Краснодар», как об этом писали многие, а именно Мурад Мусаев. Было желание показать закулисье. Я практически не видел Сергея Николаевича, он заходил в раздевалку после игры с «Ренном» (этот момент есть в фильме) плюс приезжал минут на 15 на какую-то из тренировок парой слов перекинуться с Мурадом, а я был там около трёх месяцев. Так что меня удивило, как на самом деле и как об этом думают окружающие.