Пения птиц не будет, а пляжный сезон отменяется? Последствия крушения танкеров на Черноморском побережье

Фото: пресс-служба администрации Анапы

15 декабря два танкера, перевозивших нефтепродукты, потерпели крушение во время сильного шторма в Керченском проливе.

Судна «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» получили серьезные повреждения из-за волн, в результате чего произошел разлив нефти в море. Погодные условия затруднили проведение спасательной операции, в которой задействовали более 50 человек и 11 единиц техники.

– Шторм был настолько сильным, что буксир не смог приблизиться. Пытались, но ничего не получалось и спасательный плот не раскрылся. После этого прилетел вертолет, и он эвакуировал восемь человек из команды. После этого судно начало тонуть. Нас, пятерых выбросило в воду, – рассказал моряк танкера «Волгонефть-212».

Члены экипажа «Волгонефть-239» были эвакуированы в полном составе – 14 человек. Один из моряков судна «Волгонефть-212» погиб, были спасены 13 человек. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту нарушения правил эксплуатации морского транспорта, повлекшее смерть человека по неосторожности. Правоохранители проводят проверку по соблюдению правил безопасности при подготовке танкеров к рейсу. По предварительным данным, причиной крушения послужила техническая непригодность судов для неблагоприятных погодных условий. Расследование взял под контроль Александр Бастрыкин, который поручил главе следственного управления по Республике Крым и Севастополю Владимир Терентьеву докладывать о ходе расследования и установленных обстоятельствах.

На базе порта «Кавказ» развернули региональный оперштаб МЧС России. В ходе переговоров с министром природных ресурсов и экологии России Александром Козловым губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев заявил, что режим ЧС будет введен в случае попадания мазута на берег.

Новый сигнал о бедствии и выявление последствий

В ночь на 17 декабря еще один танкер из серии «Волгонефть» подал сигнал бедствия в Черном море. Капитан судна сообщил о нарушении герметичности. Оказание помощи экипажу не понадобилась.

Утром с помощью наблюдений со спутника было выявлено загрязнение, площадью 100 квадратных метров. Специалисты отметили, что действующее штормовое предупреждение влияет на результаты мониторинга. Через несколько часов стало известно о появлении мазутных пятен на береговой полосе в станице Благовещенской. Спасатели и волонтеры начали очищение пляжей от загрязнений.

На территории Темрюкского и Анапского районов ввели режим чрезвычайной ситуации. Загрязнены пляжи, протяженностью почти на 50 километров. К работам по устранению последствий привлекли более 500 человек. Ситуацию мониторят в круглосуточном режиме. Для того, чтобы предотвратить распространение разлива нефтепродуктов в районе Бугазской косы установили боновые заграждения.

– Спасатели ведут расчистку береговой линии от нефтепродуктов. На отдельных участках сотрудники МЧС работали ночью. В Анапе на Бугазской косе установили ограничивающие боны, – рассказали в пресс-службе ГУ МЧС России по Краснодарскому краю.

Черное море ждет экологическая катастрофа?

Старший научный сотрудник Морского гидрофизического института РАН Сергей Станичный пояснил, что большая часть мазута самостоятельно осядет на дно, но главная опасность заключается в том, что эффект от загрязнений может проявиться в будущем. По мнению ученого, собрать массу загрязнений в полном объеме невозможно.

Руководитель лаборатории Института океанологии Пётр Завьялов прогнозирует восстановление экосистемы Черного моря к лету 2025 года, так что у россиян еще будет возможность провести отпуск на пляжах Анапы. Эксперт считает, что благодаря приложенным усилиям по ликвидации последствий, загрязнение удастся устранить гораздо быстрее предполагаемых сроков.

Тем временем орнитологи бьют тревогу. На побережье идут спасательные операции пернатых, которые измазались в мазуте. Региональные зоопарки принимают пострадавших птиц для оказания помощи. Под угрозой гибели находятся краснокнижные особи.

Экологи рассказали, что на спасение птиц осталось не более трех дней, так как прилипшие к перьям субстанции лишают их возможности летать. Кроме того, нефтяные продукты содержат токсичные вещества, отравляющие пернатых. Вернуться в природные условия обитания птицы смогут лишь весной, после естественной линьки. Компания «Транснефть» направила на место ЧП дополнительную технику и специалистов, чтобы ускорить процесс. Для сохранения биологического разнообразия сотрудники спецслужб, волонтеры и местные жители принимают все необходимые действия.