Участник ВОВ из Краснодара вспомнил события боя в х. Копанском
Герой следующего сюжета краснодарец Степан Моргун сражался за Краснодар, прошел войну до конца, Победу встретил в Берлине. Степану Степановичу 93 года, но свое первое боевое крещение помнит, как будто все было вчера.
Степану Моргуну было 16 лет, когда его призвали в 1133-й стрелковый полк Ростовской дивизии. И уже через неделю – первый бой, 5 августа, хутор Копанской, под Краснодаром. Командир роты дал приказ – доставить письмо в штаб соседней дивизии, в нем сообщалось: «Немецкие танки вот-вот их атакуют».
– Только вот садится на лошадь, и вдруг автоматная очередь или пулеметная как даст по нас, – сказал участник ВОВ, почетный житель Краснодара Степан Моргун. – Пули разлетелись, ни я, ни командир роты не были поражены, ни лошадь. Я думаю: что же мне делать? Немцы же рядом. Бросать командира роты? Скакать или не скакать?
Под Копанским уже завязывался бой. Но Степану нельзя было оставаться в роте – командир приказал передать письмо и крикнул «Аллюр три креста». Это значит, что доставить сообщение нужно с предельной быстротой. Лошадь помчалась галопом. Услышав гул самолета, боец Моргун посмотрел вверх – а небо заполнено немецкими юнкерсами. Немцы бомбили лес, но старались зря – наши штаб-дивизии покинули эти места еще минувшей ночью. Степан доставил важный конверт по назначению. А когда возвращался, первым его встретил старшина с печальным известием.
– Достает котелок с кашей и протягивает мне, – сказал участник ВОВ, почетный житель Краснодара Степан Моргун. – Говорит: «Быстренько ешь и помогай ребятам могилу копать». А я говорю, какие могилы-то. Я уезжал, там пять человек было, кого же? Кого хоронить будем? Бери лопату, там могилу уже копают. Я к ребятам подбегаю: «Кого?» – Замполит, тот у которого присягу принимал. В первый день службы пришлось хоронить и увидеть смерть.
Потом рассказывали, что в хуторе Копанском был минометный обстрел. Хоронить товарищей приходилось еще не раз, но привыкнуть к этому невозможно. Об этом ветеран всегда говорит на встречах со школьниками. А еще напоминает о том, что герои минувшей войны не только на страницах учебников, они еще рядом. И пока у нас есть возможность услышать историю из уст очевидцев.