«Русские Витязи» разбились во Вьетнаме ровно 30 лет назад
Катастрофа произошла во время обычного перелета.
Ровно 30 лет назад, 12 декабря 1995 года, во Вьетнаме погибли летчики пилотажной группы «Русские Витязи». Четыре экипажа Су-27 разбились не во время показательных выступлений, а при возвращении в Россию после авиасалона «Лима-95» в Малайзии.
Путь пролегал через вьетнамскую авиабазу Камрань. Истребители шли строем за транспортным Ил-76, поскольку самолеты группы тогда не были оборудованы навигацией и связью для международных перелетов. Командир группы, генерал-майор авиации Владимир Гребенников, пилотировал Ил-76 и руководил заходом на посадку.
Согласно инструкции, Су-27 должны были снизиться отдельно после прохождения радиомаяка, а Ил-76 — остаться на безопасном эшелоне. Однако Гребенников приказал всей группе снижаться вместе, несмотря на команды с земли и сложный горный рельеф вокруг аэродрома. Полет проходил в условиях облачности и ограниченной видимости.
Во время маневра строй вошел в облака на опасно малой высоте. Правый эшелон истребителей, находившийся ниже из-за крена, столкнулся с сопкой. Погибли Борис Григорьев, Александр Сыровой, Николай Гречанов и Николай Кордюков. Один из летчиков успел катапультироваться, но выжить не смог.
Следствие установило, что на борту Ил-76 сработала система предупреждения о сближении с землей, однако сигнал был проигнорирован. Суд признал Гребенникова виновным в катастрофе и приговорил его к шести годам колонии-поселения. В 1997 году он был освобожден по амнистии.
После трагедии все самолеты пилотажных групп ВКС России оснастили полноценной навигацией и средствами связи для международных полетов.