Святой помощник и обличитель Петра I

Общество
Фото: Православие.ru

Этот святой в своей жизни умел видеть пользу для России, принимая и поддерживая, то что идет пусть и против традиций и при этом возвеличивая ее. 20 августа празднуется память святителя Митрофана Воронежского – святого, считавшего важным заимствовать с запада опыт и технологии и не боявшегося обличать царя Петра I. Благодаря его поддержке удалось усмирить протестные настроения против строительства русского флота в Воронеже.

Святитель Митрофан Воронежский — первый глава новосозданной Воронежской епархии и основатель Благовещенского монастыря в Воронеже.

Михаил, так звали его в детстве, родился в семье священника в 1623 году. По примеру своего отца стал женатым священником и служил в селе Сидоровском Суздальской епархии, имел детей. В возрасте тридцати девяти лет, будущий святой, стал вдовцом и принял решение посвятить всю свою оставшуюся жизнь Богу в монашеском чине.

Всего через три года после пострига в Золотниковском Успенском монастыре его призывают в соседнюю обитель на должность игумена. Будучи игуменом, он продолжал ревностно нести свою личную подвижническую жизнь, при этом оставаясь по отечески добрым и заботливым наставником для братии монастыря, за это его очень полюбили.

Молва о достойном пастыре разошлась до столицы. Когда в 1681 году на Московском соборе была учреждена новая Воронежская кафедра. Сам царь Феодор Алексеевич предложил патриарху Иоакиму рассмотреть на эту должность игумена Митрофана.

Став архиереем, святитель Митрофан активно занимался строительством храмов и монастырей, а также помогал бедным и нуждающимся.

Святой сподвижник реформ Петра I

Первая встреча с Петром произошла 25 июня 1682 года во время церемонии венчания на царство двух молодых братьев – Иоанна и Петра. Это были тревожные времена, старообрядческий раскол, стрелецкое восстание и вечные ссоры бояр. А тут еще и молодой царь увлекается всем западным.

На своей кафедре святитель Митрофан стал радетелем об объединении страны и прекращении распрей. Осознавая научную и техническую отсталость России от западных стран, он благосклонно относится к заимствованию Петром их опыта и технологий. То, что для большинства современников стало камнем преткновения не испугало Воронежского святителя, он не имел суеверного страха к новому, хоть и был ревностным исполнителем закона Божия. Не раз в своих проповедях он растолковывал людям, что достижения научного знания и ученость сами по себе не вредят душе человека.

В 1696 году царь приезжает в Воронеж для того чтобы построить там вервь и создать военный флот. По разным причинам это вызвало противоборство местных элит. Но святитель Митрофан решается поддержать Петра, призывает местных жителей не мешать царю, не сопротивляться национализации лесов у берегов реки. Более того, святой жертвует все свои личные сбережения на строительство флота. В общей сложности в Воронежское адмиралтейство он передал 3000 рублей.

Готовность жизнь свою отдать за веру

В истории взаимоотношений Петра I и святителя Митрофана есть интересный факт. Царем многие были недовольны за симпатии ко всемум западному. Для строительства Воронежской верфи и кораблей царь приглашает иностранных специалистов. Эти люди ценные кадры не только иной культуры, но и иной веры. По свой мудрости Воронежский епископ не противодействует приезду в епархию инославных. Но когда встает вопрос о важных вероучительных основах православия – святитель Митрофан бесстрашно обличает Петра.

В своем Воронежском дворце Петр Первый, по примеру дворцов западных императоров, принимает решение поставить статуи древнегреческих богов Меркурия, Аполлона и статую обнаженной Венеры. Когда святитель, придя на аудиенцию к царю видит их при входе, то не раздумывая разворачивается и уходит так и не посетив правителя. В XVII веке установка в доме статуй языческих божеств считалась полноценным идолопоклонством.

Петр еще раз зовет к себе епископа, но тот через придворных отказывается к нему идти до тех пор, пока в его доме будут находиться истуканы. Даже реальная угроза смертной казни за неподчинение не устрашила святителя. «Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение» (цитата из послания апостола к Филиписиям глава 1, стих 21), – передал царю святой и повелел совершить Всенощное бдение (особо торжественное богослужение, которое совершается лишь на праздники) во время которого попрощался с паствой в намерении на утро, после литургии, добровольно пойти на смертную казнь.

Царь одумался и убрал статуи, а святитель незамедлительно пришел к нему в дом со словами благодарности.

В 1703 году Воронежский архипастырь заболел и умер 23 ноября. Петр I сам нес гроб с телом почившего и плакал при этом. После смерти святителя Митрофана Воронежского его мощи были перенесены в Благовещенский монастырь. После того, как его мощи перенесли в монастыре из одного храма в другой, выяснилось, что они нетленны. Это еще более усилило почитание святого в народе. В 1832 году он был канонизирован Русской Православной Церковью.

Автор: Диакон Михаил Степанков