Кто переводит стрелки и как ракушки появились под рельсами: 5 фактов о краснодарском трамвае
Сергей Гома работает путейцем уже 35 лет. Он следит за тем, чтобы вагончики передвигались исправно, и знает всё о рельсах и шпалах Краснодара. Этими фактами специалист поделился с телеканалом «Краснодар».
Кто переводит стрелки на путях
Стрелочный перевод - это стрелка для направления движения трамваев. Есть ручной перевод, есть автоматический от кнопки в трамвае. Сейчас почти во всех трамваях есть кнопка.
За счет подачи электроэнергии на изоляторе замыкается цепь, срабатывает стрелка и переводится в нужное направление. Водитель должен ехать со скоростью 5 км/ч, чтобы нажать на кнопку.
В Краснодаре продолжают использовать деревянные шпалы
Деревянные шпалы вы не увидите, потому что все они засыпаны булыжником или залиты бетоном. Но их продолжают использовать, как и десятки лет назад. В основном – в местах, где нужно снизить шум от трамвая, например, в частном секторе.
Бетонные шпалы кладут только в открытый путь. Бетон стоит долго. Конечно, дерево гниёт быстрее – лет 10-15 срок службы.
Опытный путеец признается: «Раньше шпалы были лучше, лет 20-25 лежали».
Не все стыки между рельсами заваривают
Иногда стыки между рельсами не заваривают преднамеренно. Такие щели называются «тепловые зазоры».
Дело в том, что рельс во время холода сжимается. В жару, наоборот, металл расширяется. Если зазора не будет, рельса может изогнуться.
При укладке шпал использовали ракушку
Раньше для амортизации рельсошпальной решетки при движении трамвая использовали ракушку. Ее специально привозили с Азовского побережья. Сейчас используют щебень, но даже при замене полотна постоянно находят остатки ракушки.
Рельсы гнут на машине, сделанной вручную
Гнут рельсы для многочисленных городских поворотов на уникальном станке, который функционирует с 1982 года (42 года). Рельсогибочный станок – это полностью ручное творение Анатолия Мельниченко.
Это единственный в КТТУ станок, который придаёт нужную форму рельсам.