Стабилизация обстановки внутри страны и Мюнхенская речь: чем запомнился второй президентский срок Владимира Путина?

Общество
Владимир Путин. Фото: kremlin.ru

В период с 2004 по 2008 продолжалось развитие тех идей и принципов, которые Владимир Путин назвал приоритетными в ходе своего первого президентского срока – патриотизм, державность, социальная солидарность и сильное государство. Именно за эти четыре года, стабилизируя внутриполитическое положение и обрастая финансовой устойчивостью, Россия вновь сумела набрать необходимый политический вес, позволивший полноценно вернуться на мировую арену. Неслучайно, во время своего второго президентского срока, Владимир Путин стал «Человеком года» по версии журнала Time за «исключительное мастерство в руководстве страной, которую он принял и привёл к стабильности». Причина вручения премии выглядит весьма красноречиво.

18 декабря 2003 года на «Прямой линии», которая ещё не была объединена с пресс-конференцией, Владимир Путин объявил о своём намерении пойти на второй президентский срок. Выборы в марте 2004 прошли менее напряжённо, чем в 2000. В первой президентской гонке Путин набрал почти 52%, а во второй, заручившись ещё большей поддержкой народа, получил более 71% голосов. Ближайший конкурент от партии КПРФ набрал 13,7%. Уже в мае 2004 года Владимир Путин во второй раз вступил в должность президента Российской Федерации.

Реформирование Правительства и политической системы

За 2,5 недели до вторых по счёту президентских выборов Владимир Путин принял решение отправить в отставку Правительство Михаила Касьянова, которое исполняло свои обязанности с 2000 года. Новой главой ведомства стал Михаил Фрадков, чьё назначение сопровождалось значительным изменением структуры исполнительной власти.

Оно было направлено в первую очередь на упрощение и сокращение министерств. Вместо 23 осталось всего 14. Были ликвидированы госкомитеты, федеральные комиссии и надзоры, а оставались лишь федеральные службы и федеральные агентства. Также изменения коснулись и состава ведомства – вместо шести вице-премьеров у главы Правительства оставался лишь один заместитель, а большинству новых министерств пришлось сменить названия, состав функций, а порой и руководителя.

Деятельность нового Правительства запомнилась следующими инициативами:

– административная реформа (реорганизация правительственных ведомств);

– «монетизация социальных льгот» — замена натуральных социальных льгот денежными компенсациями;

– начало реализации национальных проектов: «Доступное и комфортное жильё — гражданам России», «Здоровье» и «Образование».

Помимо этого, отдельно следует выделить то, что за время правления Владимира Путина значительно упала доля населения, которое живёт ниже уровня бедности. Если в 2000 году этот показатель составлял 29%, то в 2008 он был равен уже 13,4%. Также в 2006 году было объявлено об увеличении детских пособий и введении материнского капитала.

После изменений в Правительстве стало очевидно, что Владимир Путин взял курс на упрощение и максимально возможное сокращение бюрократической деятельности. Смена структуры коснулась политической системы как таковой. Большая часть изменений связана с внутриполитической ситуацией на Северном Кавказе. Владимир Путин в очередной раз призвал обратить внимание на вопросы безопасности.

Нужно признать то, что мы не проявили понимания сложности и опасности процессов, происходящих в своей собственной стране и в мире. Во всяком случае, не смогли на них адекватно среагировать. Проявили слабость. А слабых – бьют, – заявил президент в своём обращении после теракта в Беслане.

Во второй части выступления Путин анонсировал комплекс мер, направленных на укрепление единства страны, и, прежде всего, объявил о намерении отменить выборы глав регионов, мотивируя этот шаг необходимостью повысить эффективность работы федеральных и региональных властей страны, усилением борьбы с терроризмом. В декабре 2004 года был принят закон, по которому главы регионов выбираются законодательными собраниями из списка кандидатур, который вносит президент. С марта 2005 стала применяться практика увольнения глав регионов с формулировкой об «утрате доверия». Уже весной того же года был принят закон о выборах в Госдуму исключительно по партийным спискам, а избирательный барьер был поднят с 5 % до 7 %. Также было упразднено территориальное представительство в Государственной думе.

Продолжение борьбы с терроризмом

Период борьбы с террором Владимир Путин назовёт одним из самых сложных моментов своего президентства. Отдельно он выделит террористические акты на Дубровке в 2002 году и в Беслане в 2004. Как заявляли некоторые деятели оппозиционного толка, причиной этих событий стала неверная политика Путина в отношении чеченских сепаратистов. Выходом из положения им виделись переговоры с «умеренной» их частью, однако произошедшие террористические акты лишний раз подтвердили недоговороспособность и бесчеловечный настрой лидеров боевиков.

Начавшаяся в 1999 году контртеррористическая операция продолжалась и в ходе второго срока Владимира Путина. В 2004 году был ликвидирован преемник Хаттаба – Абу аль-Валид, а в 2006 году был уничтожен последний крупный командир иностранных боевиков Абу Хафс аль-Урдани. В марте 2005 года ФСБ был уничтожен президент Ичкерии Аслан Масхадов. После убийства лидера сепаратистов за 2005-2008 года не совершено ни одного крупного террористического акта. Однако последняя попытка захвата территорий в 2005 – нападение на Нальчик – завершилась разгромом боевиков. Уже в январе 2006 года Владимир Путин заявил о том, что фактически можно говорить об окончании контртеррористической операции. При этом террорист №1 Шамиль Басаев, который взял на себя ответственность за теракт на Дубровке, за теракт в Беслане и за множество иных террористических актов, был ликвидирован в июле всё того же 2006.

Об отмене КТО официально объявят в 2009 году, когда на посту президента будет Дмитрий Медведев. Однако именно жёсткая и последовательная политика Владимира Путина позволила искоренить терроризм на Кавказе и вновь подарить спокойную жизнь всему Югу России.

Мюнхенская речь и внешняя политика

Во время второго президентского срока произошло одно из ключевых событий, предопределивших дальнейшее развитие политической обстановки в мире. Вернее, решения Владимира Путина были в крайней степени вынужденными и являлись ответом на агрессивную политику стран НАТО.

В материале, посвящённом первому президентскому сроку, говорилось о масштабном расширении североатлантического альянса на Восток. В марте 2004 в НАТО были приняты Болгария, Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Словакия и Словения. Спустя 10 лет, в своей Крымской речи, Владимир Путин скажет: «Нас раз за разом обманывали, принимали решения за нашей спиной, ставили перед свершившимся фактом. Так было и с расширением НАТО на восток, с размещением военной инфраструктуры у наших границ. Нам всё время одно и то же твердили: «Ну, вас это не касается».

Однако до речи 2014 года была ещё одна – Мюнхенская. Именно в этом выступлении Владимир Путин заявил о том, что однополярный мир и пристальный присмотр США за всеми государствами не привёл страны к заявленному ранее «демократическому счастью». Скорее наоборот, человечество вошло в стадию кризиса, породив новые, ещё более ожесточённые, чем ранее, конфликты.

Одним из основных тезисов была губительность однополярного мира, строящегося на господстве США. «Для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна», – говорил президент в Мюнхене, после чего подчёркивал, что Россию не могут не тревожить планы по развёртыванию элементов системы противоракетной обороны в Европе. В своей речи 2007 года Путин вновь огласил: Россия – суверенное государство, которое вправе руководствоваться собственными интересами, однако Запад в речи Владимира Владимировича слышал совсем другое.

Россия – страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику, – утверждал президент.

Американские и европейские политики приняли это за признак агрессии. И те, кто в 2002 благодарил Путина за встречу Россия-Евросоюз и называл это «окончанием холодной войны», в 2007 вновь заговорил о старте этого заочного конфликта. Сколько бы ни подчёркивал президент, что основной отношений между странами может быть только международное право и устав ООН, Запад видел в любом проявлении суверенитета России опасность. Это в очередной раз подтверждает мысль о том, что «дружественными» отношения между Евразией и Западом могут лишь в том случае, если Российская Федерация находится в беззащитном положении и забывает о своих интересах и интересах граждан.

Мы должны быть покорны – тогда и удостоимся столь почётного сапога западной фирмы на своей шее, однако судьбу страны Владимир Владимирович видел иной. Именно поэтому была сказана Мюнхенская речь, которая не только вернула Россию на политическую орбиту, но и вновь поставила её в оппозицию к западным странам, вернувшимся к идеологии однополярного мира, где нет прав у стран, которые ищут свой собственный путь и не разделяют навязываемые им ценности.

Именно Мюнхенская речь стала предвестником явных геополитических изменений. В ней были намечены важнейшие цели государства – сохранение собственного суверенитета и охрана границ. Владимир Путин в очередной раз подчеркнул, что не оставит опасность расширения НАТО на Восток. Агрессивная политика Североатлантического альянса привела к тому, что можно наблюдать на территории современной Украины. Недаром президент, в 2023 году на ноябрьской встрече с членами Общественной палаты, говорил: «Перед тем, как принять решение расчехлить автомат, нужно подумать, а можно ли без этого обойтись?»

В 2007, когда он представил свою Мюнхенскую речь, без автомата было возможно обойтись. Но вместо обоюдного уважения Запад выбрал продолжение политики агрессивной глобализации – уже в 2008 США и НАТО начали обсуждать возможное вступление в альянс Украины и Грузии. Речь Путина, знаменующая полноценное возвращение России и отстаивание собственных интересов, вновь не была услышана на Западе. И сейчас, спустя почти 17 лет, мы с уверенностью можем сказать о том, что всё произошедшее в Мюнхене стало поистине историческим событием. Это выступление, совсем не по вине нашего государства, вновь поставило блок между Россией и Западом, однако что ещё делать, если тебя не слышат и продвигают собственную экспансионистскую политику? И можно ли было в действительности не расчехлять автомат? Следует спросить у западных политиков, которые дуло автомата держали у виска России на протяжении всей истории.

Второй президентский срок Владимира Путина запомнился в первую очередь важнейшими геополитическими процессами, которые в дальнейшем лягут в основу Русской Весны 2014 года. Обрести уверенность на международной арене помогла окончательная стабилизация внутри страны – фактически был окончательно завершён чеченский кризис, а также продолжилось экономическое укрепление страны и выделение субсидий – увеличение детского пособия, введение материнского капитала и начало реализации национальных проектов.