6 января: какие праздники и памятные даты отмечаются в России и мире

Общество
Рождественский сочельник у восточных христиан. Фото: архив телеканала «Краснодар»

Рождественский сочельник у восточных христиан

Сочельник — канун Рождества Христова, которое в православной традиции отмечается 7 января. 6 января, рождественское «навечерие», в народе также называют «коляды». В этот день богослужения в храмах полностью посвящены наступающему празднику. На Руси он один из самых почитаемых и любимых.

В сочельник, последний день Рождественского поста, ограничения в пище соблюдаются особенно строго. Традиция велит есть только сочиво — размоченные зерна пшеницы с медом и фруктами. Это блюдо и дало название празднику.

До вечерних богослужений — «до первой звезды» — за стол не садились. Загоревшаяся над Вифлеемом звезда, согласно Евангелию, стала знаком для волхвов, что родился Иисус Христос. Поэтому после появления в небе первого светила, можно начинать праздновать.

На Руси в канун Рождества люди обязательно клали на стол пучок свежего сена — в память о яслях, в которых родился Иисус. Надевали нарядную светлую одежду, чтобы не встречать Рождество в черном. Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд — по числу апостолов — и все блюда были постными.

В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки ходили по домам с песнями-колядами, желая хозяевам всех благ и процветания. Колядующих полагалось благодарить деньгами и угощениями. Рождественский сочельник также считался лучшим временем для гадания.

По многим признакам судили о будущем урожае. Ясный день сулил, что уродятся и овощи в огороде, и пшеница в поле. Звезды в небе предвещали большой урожай черники, иней и глубоко промерзшая земля — урожай хлеба, черные тропинки на снегу — урожай гречи. Говорили, что если Млечный Путь полон звезд — погода будет солнечной.

Богоявление у западных христиан

Праздник Богоявления, наравне с Пасхой и Пятидесятницей, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он рождению Иисуса Христа и событиям, сопутствовавшим ему, и празднуется Римско-католической церковью 6 января.

В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II века и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым (Армянская Церковь и до сих пор придерживается этой традиции) и с Крещением Иисуса в Иордане. В IV веке празднование Рождества католической церковью было перенесено на 25 декабря, а у праздника Богоявления сохранилась прежняя дата — 6 января.

В дальнейшем смысл праздника в православии и католицизме приобрел разное значение. Так, в православии праздник Богоявления все более увязывался по смыслу с Крещением, а в католицизме — с евангельскими событиями после Рождества, главным образом, поклонением волхвов. Крещение же празднуется в воскресенье после Богоявления.

И в настоящее время у католиков центральным содержанием праздника Богоявления является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей — магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. Поэтому праздник Богоявления получил также название Festum magorum (Праздник волхвов) или Festum regum (Праздник царей). В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей в костелах совершаются благодарственные молебны: Христу как царю приносится в жертву золото, как богу — ладан, как человеку — мирра.

Празднование Богоявления включает посещение торжественной мессы в костеле и семейный ужин после полуночи у камина с «рождественским поленом». По западной традиции в день Богоявления в церквях совершается освящение ладана и мела, которым верующие пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов: «К+М+В». Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи, живущей в нем. Мел же хранится весь год, как и вода у православных. До сих пор сохраняется традиция жечь костры — «эпифанские огни», освещающие «путь волхвов».

Александр I подписал манифест об окончании Отечественной войны

Отечественная война 1812 года оказала огромное влияние на внутреннее развитие России. Война унесла жизни 300 тысяч человек. Западные земли были разорены. Но в это же время ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и любовь всех слоев русского общества к своей Родине.

Возникновение этой войны было вызвано стремлением Наполеона к мировому господству. В Европе только Россия и Англия сохраняли свою независимость. Несмотря на Тильзитский договор, Россия продолжала противодействовать расширению наполеоновской агрессии.

Для армии Наполеона война была захватнической и грабительской. Для русских это была война Отечественная, справедливая. Русский народ боролся за свободу своей Родины от иноземного порабощения.

Михаил Кутузов принял командование объединенными русскими силами в августе 1812 года. Решающим стало Бородинское сражение. Оно принесло России не техническую, но моральную и политическую победу. Боевой потенциал русской армии был сохранен, наполеоновской – значительно ослаблен.

После Бородино русские войска начали отступление к Москве, но сохранили боеспособность. Наполеон не сумел добиться главного – разгрома русской армии. В начале сентября состоялся военный совет русского командования в деревне Фили. Кутузов, вопреки общему мнению генералов, принял решение оставить Москву.

Французская армия вошла в столицу, но занятие Москвы не принесло пользы Наполеону. Город, полыхающий в пожарах, оставили жители. В нем не было ни продовольствия, ни других припасов. Наполеоновская армия была деморализована и превратилась в сборище грабителей и мародеров. Утратив контроль над войсками, Наполеон должен был либо немедленно заключить мир, либо начать отступление.

Все мирные предложения французского императора были безоговорочно отвергнуты, и французы покинули Москву. Отступление французской армии было похоже на беспорядочное бегство. Его ускоряло развернувшееся партизанское движение и наступательные действия русских войск.

На заключительном этапе войны М.И. Кутузов избрал тактику параллельного преследования. Он берег каждого русского солдата, понимая, что силы противника тают с каждым днем. Опасаясь окружения, Наполеон поспешил переправить свои войска через реку Березина. Сражение при переправе довершило разгром французской армии. Наполеон бросил ее и тайно уехал в Париж.

Манифест российского императора Александра I от (25 декабря 1812) 6 января 1813 года ознаменовал завершение Отечественной войны. Манифестом также предписывалось ежегодно в день Рождества Христова праздновать и великий День Победы. Праздник был отменен после Октябрьской революции 1917 года.

Также в этот день:

100 лет со дня рождения Василенко Григория Ивановича (1924-1999), генерал-лейтенанта, деятеля органов государственной безопасности, участника Великой Отечественной войны, начальника Управления КГБ ССР по Краснодарскому краю (1975-1991), писателя. Участник военного парада 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве. Жил и работал в Краснодаре. Награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», нагрудным знаком «Почетный сотрудник госбезопасности», иностранными наградами. Член Союза писателей СССР. Автор книг: «Без срока давности», «На Курской дуге», «Подвиг Зорге», «Псевдонимы», «Огонь на себя», «Мальчишки сорок первого». В Краснодаре именем Г. И. Василенко названа улица.

95 лет со дня рождения Мезоха Владимира Чемгуевича (1929-2015), Героя Российской Федерации, заслуженного летчика-испытателя СССР. Уроженец Краснодара. Награжден медалью «Золотая Звезда», орденами Ленина, Октябрьской Революции, Дружбы народов, медалями.

90 лет со дня рождения Рядчикова Виктора Георгиевича (1934-2020), заслуженного деятеля науки РФ, лауреата премии Правительства РФ, заслуженного работника сельского хозяйства Кубани, академика Российской академии наук (РАН), действительного члена Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН), российского и советского ученого в сфере животноводства, специалиста по кормлению, физиологии и биохимии сельскохозяйственных животных. Автор 320 научных работ. Жил и работал в Краснодаре. Награжден медалью «За трудовое отличие», двумя золотыми, серебряной и бронзовой медалями ВДНХ СССР.