Школьники без телефонов: результаты 4-летнего эксперимента краснодарского лицея
В России на законодательном уровне запретят ученикам пользоваться гаджетами во время уроков. Пока родители, дети и педагоги страны бурно обсуждают это известие, в краснодарском лицее №64 отнеслись к новости спокойно. У них подобное правило действует с 2019 года. Телеканал «Краснодар» узнал, влияет ли сбор телефонов на обучаемость учеников и как подростки к этому относятся.
С 1 сентября в этой краснодарской школе появились коробки для телефонов. Младшие классы складывают туда свои смартфоны перед первым уроком. Средние и старшие классы переходят из кабинета в кабинет, поэтому обычно оставляют телефон с выключенным звуком в сумке. На время контрольных и проверочных работ все сдают телефоны в специальные боксы.
Запрет на использование телефонов прописан в Приложении к Уставу лицея. Директор Светлана Карлова рассказала, что мера была вынужденная: дети массово стали списывать с телефонов и просто сидеть в них во время урока. Теперь каждый год родителей и детей заново знакомят с этим Положением, чтобы не возникало вопросов.
Как новшество восприняли школьники и родители?
- На родительских конференциях и в 2019, и в 2020 годах вопросы однозначно поднимались. Затем они сошли на нет, поэтому, когда депутаты Госдумы издали нормативный документ, у нас в лицее он не вызвал никаких эмоций.
Дети знают, что впереди у них ЕГЭ, итоговое сочинение. Во время этих процедур пользоваться средствами связи запрещено.
Если что-то случится, а всё может случиться, ведь все мы живые люди, ребенок сможет взять этот телефон, выйти и позвонить. Если ему стало плохо или по другим причинам. Если звонят родители, на перемене ребенок увидит пропущенные вызовы. Я не помню каких-то конфликтных ситуаций.
Учитель может пользоваться телефоном на уроках?
- У учителя телефон остается на беззвучном режиме. После издания данных нормативных документов Госдумой мы провели совещание с учителями. И напомнили еще раз: не только дети не могут пользоваться телефоном во время уроков, но и учителя.
[чтобы не возникало чувство несправедливости – прим. автора]
Это в какой-то мере защищает и учителя от различных казусных непредвиденных ситуаций, когда дети снимают не только учебный процесс, но и учителя. Поэтому мы стараемся, чтобы телефонов не было как у учителей, так и у детей.
Есть какое-то наказание за использование телефона?
- Просто профилактическая работа. Нет нормативных документов, которые позволяют что-то делать. Объясняем ребятам, что это в их же благо, во имя их же знаний.
Уже видите результат?
- Ребята не надеются на списывание, безусловно, качество обученности возрастает. Мы это видим по результатам ЕГЭ. Надеяться не на кого, необходимо учиться. А когда они сдают экзамен, проходят через рамки металлоискателя, соответственно, все телефоны изымаются на входе. Поэтому приходится готовиться.
Учителя отмечают положительный эффект от ограничений на использование телефонов. Их ученики стали меньше отвлекаться и больше концентрироваться на материале.
У преподавателя математики Анастасии Ломакиной 6-й класс. Все родители проголосовали «за», поэтому в классе ввели коробку для телефонов. После этого даже родители заметили перемены – их детвора реже залипает в гаджетах.
- Сначала возникали вопросы, почему мы сдаем телефоны. Возможно ли взять телефон на перемене. Постепенно на перемене они начали играть в подвижные игры, настольные игры, стали больше общаться друг с другом. Они теперь рады, что у них забирают телефон. Только они прибежали в школу, сразу в кабинет заходят, положили телефон и сразу убежали. Детям это достаточно интересно – они не сидят в гаджетах на переменах. Они больше общаются.
Ольга Позднякова является классным руководителем у выпускников. 11-классники отнеслись к ограничениям нормально, даже сознательно. Сейчас их главное переживание – ЕГЭ. Приходится смиренно откладывать телефон в сторону и поглощать знания.
- Уловки у детей есть всегда, но сейчас этого становится меньше. Это радует, дети должны учиться самостоятельно. Нужно как можно меньше пользоваться телефонами, готовыми заданиями. В средней школе, конечно, дети чаще ищут всякие возможности для себя. Когда этого становится меньше, их успеваемость становится лучше. Ребенок не рассчитывает, что где-то что-то спишет. Он рассчитывает на себя: ему надо выучить, ответить, получить оценку.