Агрессивные родители, бюрократия и… Учителя назвали реальные причины отказа работать в школе
С раннего детства мечтала работать в школе… С таким желанием в вузы приходит большинство будущих педагогов. Но чем старше курс, тем чаще мечты подавляются действительностью. Что не так с системой образования? Или работники стали слишком капризными? Откровенные ответы несостоявшихся учителей.
Работать без выходных, днями и ночами. Проверки тетрадей, ведение дополнительных курсов, подготовка детей к ЕГЭ, репетиторство. И только тогда можно выйти на достойный уровень заработка…
В КРАСНОДАРЕ НЕ ХВАТАЕТ БОЛЕЕ 700 УЧИТЕЛЕЙ
Для понимания проблемы начнем с небольшой статистики. Ее любезно предоставили в городском Центре занятости населения.
В Краснодаре каждый год открываются новые школы, поскольку население постоянно растет. Потребность в работниках у этих современных, технологичных учреждений увеличивается многократно, а вот число желающих занять свободные места непропорционально. В результате в столице из 166 зарегистрированных школ* 90% испытывают потребность в сотрудниках. Краснодару нужно 724 учителя.
Школы построили, но укомплектовать полностью педагогические составы не получается. Несколько примеров:
- в школе № 94 в поселке Российском (открылась 1 сентября 2023 года) требуются преподаватели математики, русского языка и литературы, физической культуры, иностранного языка;
- в школе № 104 (на ул. Аверкиева) требуются учителя физики, технологии, советник директора по воспитанию, педагог-организатор.
В вузах необходимо методику преподавания совершенствовать. Из группы, в которой я училась, педагогами пошли не те ребята, которые окончили университет с красными дипломами…
Не все проблемы можно решить деньгами. Большинство причин, по которым выпускники не идут работать по профессии, связаны с моральным и даже физическим напряжением. Выход хотя бы на некоторое время – целевое обучение. По договору студент обязан отработать несколько лет в школе после вуза.
- Есть и социальный заказ, есть потребность в высококвалифицированных педагогах, есть заказ от школ. Если вы говорите о так называемой целевой подготовке, то этот вопрос действительно есть. Он разрешается. Ребята по целевым направлениям поступают к нам. И в этом отношении, это является одной из перспектив роста взаимодействия школ и университета, - прокомментировал Николай Редькин, проректор по воспитательной работе и социальным вопросам КубГУ.
Я НЕ СТАЛА УЧИТЕЛЕМ, ПОТОМУ ЧТО…
Мария Гонтаренко
- Почему пошли учиться на педагога?
- Стать учителем – это было исключительно мое желание. Еще с школьных лет интересовалась русским языком и русской литературой, сдавала эти дисциплины на ЕГЭ. Для поступления в вуз было проще всего подать документы на учителя русского языка и литературы или на филолога. Я почему-то выбрала педагогику. Мне показалось, работать с детьми – это мое.
- Почему не работаете в школе?
- Мысли о том, чтобы пойти в школу у меня возникали неоднократно. Но всегда пугала не столько нагрузка часами работы с детьми, сколько работа с документами и, естественно, уровень заработной платы. Чтобы хорошо зарабатывать учителю в регионах, нужно работать без выходных, днями и ночами. Проверки тетрадей, ведение дополнительных курсов, подготовка детей к ЕГЭ, репетиторство. И только тогда можно выйти на достойный уровень заработка. Это нужно сильно любить детей, чтобы пожертвовать собой на ведение этой документации.
Работала как в обычной школе, так и в предуниверсариях, репетиторством тоже можно было закрывать практики. Было сложно смириться с тем, что не все дети мотивированы к занятиям. Часто уроки проходят из-под полы, можно сказать. Работать с детьми, у которых есть собственный интерес, гораздо проще.
В вузах также необходимо совершенствовать методику преподавания. Судя по опыту, идут в школу люди, которые очень любят детей, возможно, даже не всегда очень компетентные. Из группы, в которой я училась, педагогами пошли не те ребята, которые окончили университет с красными дипломами. А те все больше пошли в журналистику, редактуру, в схожие отрасли.
- В какой сфере трудоустроились?
- Я, как один из таких выпускников, также выбрала журналистику. Мне интересно работать с текстом, общаться с людьми, редактировать, заниматься копирайтингом, СММ. То есть более языковая деятельность, чем социальная, с детьми.
Сложно смириться с тем, что не все дети мотивированы к занятиям. Часто уроки проходят из-под полы, можно сказать…
Аноним (пожелание героини)
- Почему пошли учиться на педагога?
- Это было мое желание с раннего детства. Закончила в этом году.
- Почему не работаете в школе?
- Вряд ли получилось бы пойти работать в школу в ближайшие пару лет из-за переживаний насчет современных родителей и их агрессии, а также из-за большой нагрузки на молодого специалиста и достаточно разной заработной платы. Говорят, что много [платят], но это не всегда так. Спрашивала у многих знакомых, работающих по профессии учителя.
- В какой сфере трудоустроились?
- Уже около двух лет имею постоянную работу в сфере молодежной политики. Нравится то, что делаю сейчас.
Юлия Сизова
- Почему пошли учиться на педагога?
- Я пошла учиться на учителя, потому что литература и русский язык - это предметы, которые я лучше всего знала и быстрее всего понимала. Закончила ВУЗ в 2023 году.
- Почему не работаете в школе?
- Не пошла работать учителем, потому что очень низкие зарплаты. 12 500 за одну ставку. Может, где-нибудь на севере пошла бы работать. И вторая причина - я слишком серьёзная, с детьми нужно быть самому немножко ребёнком.
- В какой сфере трудоустроились?
- Сейчас я пошла работать администратором в медицинский центр. По сути оказалась в полностью медицинской сфере. В дальнейшем планирую заниматься тату- и редакторской деятельностью (все-таки знаний по русскому языку у меня очень много, и хотелось бы их не потерять просто так).
Я ХОЧУ СТАТЬ УЧИТЕЛЕМ
Хотите работать в краснодарской школе? Узнайте о вакансиях 13 октября на ярмарке вакансий в кадровых центрах по адресам: ул. Петра Метальникова, 42 и ул. 1-я Заречная, 17. Также найти вакантное место или оставить резюме можно на единой цифровой платформе «Работа России».
*общеобразовательные школы, школы искусств, спортивные школы, частные школы