«Увеличение зарплат не спасает»: как бизнес справляется с кадровым голодом и на каких специалистов идет охота
23 тысячи работников ищут в Краснодаре через Центр занятости. Профессионалы нужны во всех сферах, но их настолько мало, что работодатели хватаются и за студентов. Люди, которые жаловались, что без опыта не берут, - настало ваше время. Об этом открыто рассказали руководили из общепита и СМИ .
Только 2,1 тысячи горожан ищут работу. Это значит, что на одного соискателя приходится 10 рабочих мест. Наиболее востребованы профессионалы в образовательной и медицинской сферах. Но лидерами по количеству вакансий являются торговля (3861) и транспорт (2533). Для почти нулевая безработица - безусловно, большой плюс. Но где же предприятиям искать сотрудников и как их удерживать?
ОБЩЕПИТ
В сфере общественного питания зарегистрировано 1113 вакансий, около половины из них - повара. Но нужны и официанты, разнорабочие, бармены, управляющие и т.д. О ситуации в ресторанном бизнесе рассказала совладелица сети Zanoza open-bar Эленика Корелова.
- Когда обострилась кадровая проблема?
- Лет 5 назад мы вообще не размещали никакие вакансии. Нам было достаточно того, что наши лояльные сотрудники привлекали к нам новых сотрудников. Кадровый голод начался с прошлого года. С каждым месяцем острее он ощущается. Если раньше был дефицит именно в профессиональных кадрах, сложно было найти кого-то с опытом, то сейчас просто людей нет. Поэтому ты готов обучать с нуля, готовы переобучать людей из других сфер.
Почему люди не идут работать в общепит?
- Раньше мы делали выводы, что люди не хотят работать руками, но готовы быть руководителями. Сейчас людей в принципе не хватает. Спецоперация, мобилизация, многие просто уехали из страны. Еще момент в том, что не хотят работать в общепите, потому что это, на их взгляд, очень тяжелый физический труд. Многие ушли на дистанционную работу. Кто-то перешел в сферу IT. Сейчас такая тенденция «успешного успеха», все хотят быть предпринимателями, никто не хочет работать «на дядю».
Если мы говорим про какой-то элементарный функционал, в котором были задействованы условно гастарбайтеры (Узбекистан, Таджикистан), они все вернулись обратно из-за курсовой разницы. Им не выгодно теперь работать в России. Был достаточно большой отток: техслужащие, работники на заготовке, горячий цех.
- Решаете проблему увеличением зарплаты?
- На данный момент у нас ставки такие же, как в Москве, но даже это не помогает. То есть увеличение оплаты не спасает от кадрового голода. Я никогда за 8 лет не видела такой динами роста уровня заработных ставок. Раньше повышение зарплаты происходило раз в году. Сейчас это происходит чуть ли ни каждые 2-3 месяца, надо пересматривать, мониторить рынок.
Сейчас наша философия в том, чтобы удерживать кадры не только материальной мотивацией. У нас проходит обучение персонала. Это и внутренний климат в коллективе, и возможности карьерного роста.
МЕДИАСФЕРА
В последнее десятилетие благодаря популярности соцсетей и видеохостингов сфера медиа стала, наверное, одной из наиболее привлекательных для молодежи (наравне с IT). Но даже она нуждается в профессионалах. Как обстоят дела в штатах СМИ, узнали у гендиректора МТРК «Краснодар» Максима Жмутского.
- Какие конкретно профессионалы нужны в вашей сфере?
- В принципе кадровый голод ощущается по направлениям: СММ-сопровождение, графический дизайн, качественные работы видеографа, режиссера монтажа. Сегодня днем с огнем не сыскать грамотного, молодого, но уже набившего руку журналиста. Далеко не всегда мы смотрим на стаж и на образование, если у человека есть желание, навыки.
- Телеканал «Краснодар» испытывает нехватку кадров?
- На сегодняшний день массовой текучки на МТРК нет, нам удалось в последние 2-3 года эту ситуацию уравновесить.
Если ты хочешь «быть в рынке», то и штат более-менее классических СМИ должен пополняться специалистами широкого профиля. Наша телерадиокомпания за этим пытается уследить. Не всегда это получается, давайте честно. И трудовой рынок таких специалистов невысок, а если специалисты есть, то условия, которые он запрашивает, не всегда под силу. Несмотря на это, мы пытаемся обучать людей, повысить их скилы, таким образом, компенсировать нехватку специалистов в медиасфере.
Мы готовы тратить ресурс – временной, финансовый и хозяйственный.
- Стаж и опыт или дух азарта и готовность учиться?
- Работа с молодыми кадрами – это залог будущего профессиональной команды. Если не вести студентов, условно, 3 курса, то на 5 курсе грамотные ребята уже знают, куда идти. Практика на нашей телекомпании – это нестандартная история. Ребята реально погружаются в работу. Пробуют, делают, выполняют задачи и т.д. Поэтому именно на студентов и выпускников профильных вузов мы делаем ставку.
Для нас очень важен баланс. Невозможно набрать только молодую команду, либо держать только опытных ребят, которые, кажется, всегда будут с тобой. Успех только в балансе – молодая кровь, новые мысли, нестандартное мышление плюс жизненный и профессиональный опыт.
- Приходится «хантить» специалистов у коллег?
- Конечно, мы не переманиваем коллег из других СМИ, потому что, во-первых, с большей частью региональных СМИ дружим, взаимодействуем. Если же у специалиста возникает желание перейти в другое СМИ, после переговоров принимаем то или иное решение. Сегодня каждое СМИ старается создать условия, чтобы специалист не смотрел «налево».
Ранее мы назвали ТОП сфер, где растут зарплаты и не хватает работников. Вы знали, что повар может получать до 300 тысяч рублей, а сварщик – до 115.