Депутаты пересядут на российские машины: реакция народа, госслужащих и финансовая подоплека

Общество
Депутаты пересядут на российские машины Архивное фото: Телеканал «Краснодар»

Решение принято. Единогласно депутаты Госдумы поддержали использование в служебных целях только отечественных авто. Нововведение будет действовать с 2024 года, то есть у них осталась пара месяцев, чтобы насладиться привычным комфортом. Телеканал «Краснодар» выяснил, есть ли реальная выгода для бюджета и что об этом думают россияне.

ДЕПУТАТЫ ПРОЩАЮТСЯ С ИНОМАРКАМИ

19 сентября Госдума огласила вердикт по импортозамещению собственного автопарка. Это касается служебных машин как для работы в столице, так и на местах в регионах. Со следующего года в своих избирательных округах народные избранники будут проезжать мимо обычного населения только на машинах, произведённых в РФ. Каждый год эти средства передвижения арендуются за счет бюджета. Поэтому нужно быть ближе к избирателям и подавать пример.

Автозамена, кстати, уже началась. Пока только в столице и то «по мере выбытия» транспорта.

- Такой подход поможет развитию отечественного автопрома. А бюджетные средства останутся в России. Начинать надо с себя, - высказался председатель ГД Вячеслав Володин.

Первым из депутатов от Краснодарского края откликнулся Иван Демченко. Он искренне убежден, что в противостоянии Западу это решение станет ответной санкцией. Раз уж Евросоюз предлагает изымать у россиян авто и гаджеты, будем въезжать только на своих машинах, но с «Яблоками».

- Было бы совершенно неуместно продолжать пользоваться в служебных целях немецкими, японскими или американскими автомобилями. Покупая их, мы бы косвенно спонсировали накачивание Украины оружием. […] Поэтому не только депутаты, но и чиновники – об этом уже говорил Президент Владимир Путин – должны пересесть на российские машины.

НАРОД ЛИКУЕТ

В Телеграм-канале Володина 210 тысяч человек ответили на вопрос «Считаете ли вы правильным закупать отечественные марки автомобилей для органов исполнительной власти, депутатов, бюджетных учреждений, госкорпораций?». Результаты: 90% - да, 5% - нет, 5% - всё равно.

В опросе сервиса Superjob россияне были не настолько категоричны: 77% - да, 11% - нет.

Но не будем доверять сухой статистике. Свое мнение высказали обычные прохожие Краснодара:

- Пусть пересаживаются, будут видеть проблемы, связываться с конструкторами, какие-то отзывы, доработки. У нас «Москвич» появился. «Москвич» будет стоить порядка 3 млн. Поэтому пускай вот «Гранта», «Веста», всё, что связано с Тольятти.

- Пусть посмотрят, что у нас делают в стране. На нашу «Приору» [пересадить их]. «Москвичи» - ну куда? Там какие-то технологии присутствуют.

- Актуальный вопрос, потому что западная идеология враждебна к нам. Все технологии, перешедшие ранее, конечно, стоят уважения. Но надо как-то развивать импортозамещение. Можно пересадить депутатов на «Весту» или электрокар «Москвич». Неплохая замена той же «КИА».

Новые машины – дополнительные деньги из бюджета. Услышав это, респонденты добавляли, что согласны на покупку российских машин госслужащим только за счет проданных иномарок:

- Пусть продают. Если хотим поддерживать наш автопром, то в этом есть логика. А если мы просто так хотим, пусть ездят на своих машинах, какие сейчас есть.

- Старые машины пустить с молотка. На которых они ездят. Пустить [вырученные деньги] в новые, пусть с нынешним курсом это странно будет… Не просто так их списать.

ПРОДАТЬ СТАРЫЕ И КУПИТЬ НОВЫЕ - ПРАКТИЧНО?

Еще до конечного решения ГД высказался представитель администрации Краснодара Павел Лаврентьев. Он считает, что нужно основываться не только на патриотике, но и на практичности в таких вопросах.

- Новые отечественные машины стоят дороже, чем иностранные, существующие на балансе (как минимум у нас). И если сейчас продать, к примеру, 20 машин из муниципального гаража, 20 новых купить на эти же деньги не получится. Выделять дополнительно средства на эти цели считаю нецелесообразным по крайней мере сейчас. Поэтому менять полностью автопарк не логично. А вот в дальнейшем при необходимости закупать отечественные машины — исключительно нужно!

Глава Краснодара, его замы и руководители департаментов сейчас передвигаются на «Тойотах» - «Камри» и «Королла». Всего на балансе города-миллионника 79 служебных иномарок. О разнообразии муниципального автопарка, и почему местное правительство катается на машинах с истекшим сроком эксплуатации, мы рассказывали подробно вот здесь.

Тем временем цены даже на отечественные авто продолжают расти. Аналитики ожидают, что подорожают на 10-20% к концу года. Повышение стоимости спровоцировали ослабление рубля и утильсбор, введенный в августе.

- За первую половину сентября свои прайс-листы на российском рынке обновили сразу девять автопроизводителей. В их числе на сей раз оказались не только «китайцы», но и отечественный «АвтоВАЗ». В частности, большинство версий LADA Granta в кузовах седан, лифтбек и кросс-универсал подорожали на 10-60 тысяч рублей, - сообщил СМИ гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.

В результате всех этих манипуляций средняя цена нового отечественного автомобиля в России впервые в истории превысила 1 млн рублей [Росстат]. Покупать б/у машины государство просто не может. Как бы это выглядело? За счет казны купил авто у самого себя, брата, свата. Поэтому придется брать у официальных диллеров. Вот расценки на автомобили, которые сейчас есть в продаже:

«Лада»:

Гранта – от 700 тысяч рублей

Веста – от 1 млн 240 тысяч

Стандартная Нива, теперь ее называют Легендарной – от 830 тысяч

Нива Тревел – от 1 млн 90 тысяч рублей

У «Москвича» пока не такой большой выбор:

«Тройка» - от 2 млн 220 тысяч

«3 электро» - 4 млн и выше.

Конечно, каждый мечтает не о «Ниве», а, скажем, о презентабельном «Аурусе». На официальном сайте цен на премиальную машину нет, но нам удалось найти у диллеров за 37 и 47 млн рублей. Зависит от модели. Скоро еще обещают и кабриолет выпустить… И Володин не исключал возможность использования «Аурусов» в рабочих целях.

Это минимальные цены, то есть за кожаный салон и каждое электроподъёмное стекло придется доплачивать. В следующем году выбор должен расшириться, ведь ожидается возрождение «Волги».

Сейчас автомобили у администрации Краснодара поскромнее, чем у столичной мэрии. Например, Сергей Собянин предположительно передвигается на нескольких служебных машинах. В том числе Mercedes W222 S-Class 2013 года. Несколько нажатий на площадке объявлений, и мы видим, что продать такое авто можно за 3-4 млн рублей. В принципе, даже на электро-«Москвич» хватит. Но на «Аурус» придется еще 9 таких немцев продать.

Вопрос с автозаменой упирается только в деньги. Целесообразно ли выделять дополнительные средства, чтобы пересадить депутатов на продукт отечественного производства? Пока детали «Москвича» производятся в Китае, не будет ли это софинансированием чужой экономики? И если уж подавать пример населению, то может учить их пользоваться электрокарами? Вдруг сразу заправочных станций в регионах станет больше.