Один из авторов нового учебника истории прокомментировал волну критики «релокантов»
С 1 сентября в школах России начнутся занятия по новым учебникам истории. Однако уже сейчас в Сети появилось огромное количество претензий к обновленным пособиям. На критику ответил один из авторов единого госучебника Юрий Никифоров.
Совсем скоро российские старшеклассники начнут изучать историю по обновленным учебникам. Четыре тома «Истории России» и «Всеобщей истории» ученики 10-х, 11-х классов получат уже в этом учебном году. К началу следующего подобные пособия появятся для средней школы.
В новом учебнике изменилось не только внутреннее содержание, но и форма. Книга стала «интерактивным» инструментом изучения истории - теперь она предоставляет читающему внушительное количество дополнительных источников информации. Это не только привычные сноски и указания научной литературы. На страницах учебника размещены QR-коды, которые ведут на веб-ресурсы: архивы, документы, сайты музеев, документальные фильмы.
Также обновленное пособие устранило все двусмысленности и недосказанности, имевшие место в предыдущих издания. По-новому ученикам предстоит взглянуть на советское прошлое, зарождение Российской Федерации. Кроме того, новый учебник отвечает на вопросы современности: в нем появились главы о спецоперации, причинах обострения отношений с США и Украиной. Над пособием трудился большой авторский коллектив - десятки профессионалов, ведущих исследователей отечественной и мировой истории. Совместными усилиями они сформировали не просто комплексный, а единый взгляд на отечественную историю.
По словам одного из авторов учебника, члена Научного совета РВИО Юрия Никифорова, такая концепция вызвала волну критики со стороны «релокантов и иноагентов». В своей статье «Не читал, но осуждаю» он пишет, что их негативные отзывы лишены аргументов и указаний на конкретные ошибки. Единственная цель их критики - сформировать у аудитории негативное мнение о новом учебнике истории.
- Эмоциональные высказывания критиков главным образом отражают неприятие самой концепции введения ЕДИНОГО государственного учебника. Что касается претензий «по существу», то их крайне мало, и они нужны только для того, чтобы затушевать главные – идеологические – претензии, - пишет Юрий Никифоров.
Критики сетуют на якобы «политизированность» нового учебника: как будто он навязывает единый взгляд на историю и заставляет смотреть на нее по «канону. Никифоров объясняет, что учебник, описывающий события 1945-2022 гг., был полностью синхронизирован с другими историческими курсами отечественной и мировой истории. Иными словами, авторам удалось создать полноценный учебно-методический комплекс. К слову, существование учебника «Всеобщей истории», а также истории первой половины XX в. критиками полностью игнорируется, что говорит о субъективности и предвзятости. Но уже с их стороны.
Еще одно доказательство политизированности самих противников нового учебника - претензии к оценкам исторических событий, вернее к их отсутствию. Никифоров замечает, что либеральные критики считают необходимым не просто объяснять ученику что-либо, а делать выводы вместо него. Никифоров задает справедливый вопрос:
- Как эти претензии (или требования) – а в сущности, они выливаются в требование, чтобы эти оценки были даны – сочетаются с упреками учебника в политизированности, «навязывании» школьникам «единственно правильной» точки зрения, сравнениями его «кратким курсом ВКП(б), и т.п.?
Несодержательны претензии критиков к толкованию различных эпизодов нашей истории. Как пример, один из авторов в социальных сетях назвал снос памятника Маршалу Советскому Союзу И.С. Коневу в Праге «враньем в каждой строчке». Во-первых, замечает он, памятник был не снесен, а «демонтирован»; во-вторых, маршал якобы никакого отношения к освобождению города не имел. В действительности же Иван Степанович Конев сыграл ключевую роль в боях с нацистами за столицу Чехословакии, а впоследствии даже стал Почетным гражданином Праги. А этот критик в попытке «поймать» историков на ошибках показал собственную необразованность.
Эту и другие претензии к содержательной части нового учебника серьезными назвать невозможно. Авторы подобных высказываний, как правило, пламенно пытаются убедить окружающих в том, что по этому учебнику учить детей нельзя. Но никаких аргументов и доказательств своей позиции они, конечно, не приводят. Да и не критикам из оппозиционной среды оценивать новый учебник. Свой вердикт предстоит вынести педагогам и, прежде всего, самим ученикам.