Тату – грех? Историк и священник рассказали об отношении религии к наколкам
С наступлением тепла людей с татуировками в городе становится всё больше. Кажется, мода на живопись атаковала тела, особенно молодые. «Эпидемия» тату наступила недавно, лишь в конце 20 века. Многие столетия до этого наносить рисунки на себя было даже опасно.
Археологические раскопки показывают, что первые татуировки появились задолго до их упоминания. Они были и у первобытных людей. В Древнем Египте позволить себе тату могли только фараоны. Совершенно обратная ситуация была в древнем Риме. Там существовал культ чистого тела, и татуировками обозначали рабов.
- Долгое время татуировка вообще табуировалась, потому что началась христианская эпоха. Но одно исключение все-таки было - крестоносцы, которые шли в крестовые походы, набивали себе татуировки. Всё поменялось в эпоху великих географических открытий, когда европейцы проникли на острова. Путешественник Джеймс Кук, которого потом съели аборигены, на Таити встретил это слово «тату», которое обозначало рисунок, - рассказал историк Константин Гусев.
Большую роль в истории татуировок играет Япония. Именно там впервые распространились цветные рисунки. В России до эпохи правления Николая II о тату вообще ничего не было известно. Во время путешествия в Японию император набил себе огромного дракона на руке. Так, с островов татуировки пришли в русскую культуру. В самой же Японии, наоборот, их запретили из-за особого пристрастия к наколкам криминальных структур.
- Мода на татуировки распространилась в 20 веке, долгое время это была стигма, которая обозначала уголовников. Этот стереотип до сих пор сохранился. В Советском Союзе кто в первую очередь носил татуировки? Заключенные, моряки и военные. В любом из этих обществ своя иерархия: есть главные, есть подчиненные, - отметил Гусев.
Сегодня тату – просто способ самовыражения и определенный взгляд на красоту. Тату-мастер Даниил Левченко впервые почувствовал боль от машинки в 18 лет. Его не остановило особое религиозное воспитание. Две сестры молодого человека замужем за священниками. Сейчас же у Даниила на теле порядка 20 изображений. Краской залиты грудь, спина и ноги. Он же помогает другим людям воплотить в жизнь мечту о тату.
- Есть люди, которые приходят и осмысленно бьют тату. Некоторые бьют себе напоминание. Как правило, люди приходят с готовой идеей, либо выражают свои мысли, я помогаю составить эскиз. Всегда стараюсь отговорить, если это что-то выражающее тюремную сторону. Не каждый клиент слушает мастера, что не стоит их [тюремные татуировки] делать, - отмечает Даниил.
Самой возрастной клиенткой у него была 64-летняя женщина. Она сначала набила надпись, затем пришла за перышком на лодыжку и одуванчиком на спину. Самым молодым клиентом был 14-летний парень. Он пришел с отцом, и каждый набил свою первую татуировку.
Татуировки и Библия
Настоятель храма в честь Блаженной Матроны Московской иерей Даниил Коровяков отмечает, что напрямую церковь не занималась вопросом татуировок. Официальный запрет на них есть только в Румынской Православной Церкви.
В Ветхом Завете есть лишь несколько указаний, касающихся татуировок. Поскольку израильский народ был выделен Богом из среды язычников, ему запрещалось накалывать на себе надписи и совершать надрезы. В центре Нового Завета – Господь. Евангелие учит, что, глядя на Христа, верующие должны брать у него всё хорошее. Как мы помним, никаких татуировок Христос не делал.
Как относятся современные священнослужители к прихожанам с наколками?
- Если священник очень крутого нрава, очень праведный, благочестивый, то он, я думаю, максимум сделает замечание. Каяться нужно, потому что татуировка - это попытка человека исправить, дополнить то, что его в жизни не устраивает. Каким Господь создал, таким человек должен быть. Да, сюда подпадает косметика и украшения, но здесь ситуация немножко другая. Это всё временные явления. Если девушка наносит косметику на себя для мужа, то это не грех, - убежден иерей.
К осуждению людей за наличие у них тату Даниил Коровяков относится неодобрительно. Ведь осуждение – очень распространенный грех, которым «пропитана наша жизнь». По его мнению, даже «партаки» [неудачные татуировки] являются для людей напоминанием о совершенных когда-то ошибках. Ни один человек не совершенен.
- Я посоветовал бы взвесить все за и против. Подумать о том, что с этим придется жить. Подумать над тем, стоит ли делать это изображение именно на теле, или же просто сохранить в памяти какой-то момент. Человек бывает в состоянии аффекта, может совершить какой-то поступок, потом о нем жалеть.