Священник указал место в доме, где нужно ставить иконы и в каком количестве

Священник рассказал о том, где именно нужно ставить иконы в доме. Фото: телеканал «Краснодар»

Иерей Дионисий Зубан ответил на вопросы об иконах, волнующие православных христиан.

Какие иконы можно приобретать? Есть ли какое-то особое место в доме, куда их можно ставить? Насколько ценны образы святых, переданные по наследству? Кто-то задается этими вопросами, но не всегда решается обратиться к батюшке.

Иерей Дионисий Зубан, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» города Краснодара подчеркнул, что в православной традиции икона является неотъемлемым элементом культуры. Длинная череда богословских споров закончилась постулированием в IX в. тезиса о том, что изображения Иисуса Христа допустимы, потому что Он родился и жил на земле, был видим и осязаем.

Помимо этого, с первых веков истории Церкви, в местах собрания христиан существовали изображения из священной истории – пророки, апостолы, святые. В ходе истории эти изображения приобрели сакральное значение, сформировались методы и правила священных изображений, а со временем пришла и практика их почитания.

- Православная практика почитания икон вытекает из идеи о том, что изображенная на иконе личность связана со своим первообразом. Икона – напоминание. Причем она напоминает не только о внешности изображаемого лица, но также, с помощью специфического языка линий и красок, приемов и композиции, доносит до ума молящегося важнейшую богословскую мысль – человек призван быть чадом вечности, или, как однажды написал святитель Афанасий великий (IV в.), «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Идея обожения пронизывает саму икону, правда, если она написана тем самым специфическим (каноническим) письмом, использующим разработатнную и широкую систему символов, обогащающих само изображение многоплановостью содержания, - пояснил иерей Дионисий Зубан.

Чтобы было легче понять, какие иконы считаются написанными в каноническом стиле (какие являются образцовыми как в богословском, так и в художественном смыслах) достаточно привести на память все то, что объединяется понятием «древнерусская икона». Разумеется, находящаяся в неразрывной связи с византийской и балканской традицией. Иконы, написанные в таком стиле, лишены сентиментальности, и, наоборот, наполнены массой подсказок для ума. Здесь есть один нюанс – православная традиция с одной стороны предлагает икону для сосредоточения внимания, а с другой – осуждает практику воображения образа Бога во время молитвы.

- Лучше всего иметь иконы выполненные в каноническом стиле. Написанная рукой мастера икона памятна. Однако, далеко не все могут позволить себе рукописные иконы. Тогда на помощь приходит полиграфия. Дешевизна бумажных и ламинированных образов порой провоцирует верующих на разрастание домашнего иконостаса до огромных размеров. Кому-то комфортно, когда дома одна – несколько икон, а кому-то приятнее молиться перед широким иконостасом, - уверен священнослужитель.

Иконе отводится почетное место независимо от ориентации в квартире по сторонам света. Также нет необходимости помещать на входе в дом или офис «Семистрельную» икону Богородицы, исходя из соображений, что именно этот образ блокирует деятельность негативных людей, ведь икона – не оберег.

Иерей Дионисий Зубан подчеркнул, что одним из добрых и забытых православных обычаев является передача семейной иконы по наследству. В этом проявляется и благоговейное отношение к такому образу. Также она становится своего рода мостом памяти между поколениями. Но столь долго иконы не хранятся, для этого подходят только писанные образы, выполненные из металлического литья или камня.