В ККБ № 2 Краснодара используют виртуальную реальность при реабилитации после инсультов и черепно-мозговых травм
Для пациентов Краевой клинической больницы № 2 виртуальная реальность – это тренажер, который обеспечивает качество жизни, комфорт, а иногда и её продолжительность. Это современный способ лечения для тех, у кого был инсульт или черепно-мозговые травмы.
С помощью специальных очков можно посетить картинную галерею, научиться заново готовить, убирать в доме, расчесываться. Это всё нужно пациентам, чтобы восстановить мозговую деятельность и моторику. Болезнь выбивает их из привычного ритма жизни, нахождение в четырех стенах больницы удручает. Врачи понимают эту проблему. На помощь приходят разработчики отечественного медицинского оборудования.
Четыре месяца назад, в ККБ № 2 ввели курсы лечения с помощью виртуальной реальности. Они включают в себя отработку движений, активность и бытовые навыки. Больному девают шлем и запускают нужную для его реабилитации программу, которая зависит от тяжести заболевания и возможностей пациентов. В формате игры пациенты учатся концентрировать внимание и прилагать усилия, чтобы заново научится управлять своим телом.
- Мы начинаем работать с так называемым шлемом «антиболь», шлемом психологической разгрузки пациентов. Подводим пациента под настоящую виртуальную реальность, которая позволяет включить пациента в определённые жизненные ситуации. Мы включаем сценарии, постепенно усложняя их под какие-то конкретные бытовые нужды. Отрабатываются навыки, начинаем с хобби. Например, рыбалки или кормежки дельфина. Завершаем посещением магазина, уборкой в доме, - рассказал Азамат Маремкулов, руководитель реабилитационно-восстановительного центра «ККБ № 2».
Несколько месяцев назад, Владимиру Васильченко поставили диагноз «Ишемический инсульт с поражением левой стороны руки и ноги». Всё это время, мужчина проходит реабилитацию в ККБ № 2. Пациенту было сложно двигаться, самостоятельно себя обслуживать и просто радоваться жизни. Врачи предложили больному курс лечения с помощью виртуальной реальности. Он прошёл уже четыре интерактивных занятия. Сегодня Владимир может снова сжимать кисть руки и ходить. Удаётся ему рисовать картины, гулять по галереям, взаимодействовать с разными предметами, а еще любоваться горными пейзажами, пока виртуальными, потому что курс лечения не закончен. Но врачи обещают, что скоро всё это пациент сможет делать в реальной жизни. Благодаря комплексной терапии, в самочувствии больного отмечают прогресс.
- Очень интересно, красиво, как будто в игру играешь. И развиваюсь тоже. Послушал про Шишкина сейчас, про галерею, какие он картины писал. То, что мне нужно. Например, с кистью, мне надо руку поднимать и протягивать, чтобы я доставал, тянулся вверх, боковые мышцы развивал. Кисть работает. Ещё голова, чтобы не было головокружения. Вы сами видели, я сейчас стоял, не падал, не кружился, ничего - это всё благодаря им, - рассказал пациент Владимир Васильченко.
В среднем, курс реабилитации с помощью виртуальной реальности в ККБ № 2 длится 14 дней. Аппаратом могут управлять до трёх специалистов одновременно - это инструктор по лечебной медицине, психолог и эрготерапевт. Именно они определяют уровень функционирования пациента и разрабатывают интерактивную программу лечения. По словам врачей, это положительно влияет на психическое состояние больных и позволяет им находить мотивацию для выздоровления. Значит, процесс восстановления для многих значительно сократится, и с болезнью получится попрощаться как можно скорее.