Бороться, искать, найти, не сдаваться: фотограф Арсений Котов о съемках на Донбассе и советском наследии
На своих страницах в соцсетях он называет себя northern.friend – «северный друг». Фотоработы Арсения, действительно, будто пронизаны духом Севера. На них – снежные города; панельные дома; бесконечное количество окон, в которых горит тёплый свет; лица людей, идущих по улицам по своим делам.
Отдельная эстетика фотографий – в монументальном наследии прошлого. Мы можем видеть еще работающие или уже заброшенные заводы и фабрики, возвышающиеся над местностью памятники советским солдатам. «Архитектура и жизнь в пост-советском мире» - так автор из Самары обозначил направление своего фото-творчества. Редакция телеканала «Краснодар» пообщалась с мастером в телеграме.
Арсений, с началом СВО вы стали посещать города Донбасса, фотографировать дома и улицы, но в Киеве побывали и раньше. В телеграм-канале вы опубликовали фотографии с демонстрации националистических организаций у заблокированного российского посольства, датируемые 2018 годом. Получается, что конкретно ваши фото являются прямым доказательством того, ради чего началась спецоперация – освободить Донбасс и другие территории от националистов. Тогда вы столкнулись с жесткой критикой подписчиков и потеряли некоторых из них. Как отреагировали на несогласных? В чем видели свою личную миссию тогда и сегодня, спустя год после начала СВО?
- Я никак не реагирую, просто выражаю публично свое мнение. Это всё, что я делаю. Если кому-то не угодил – такое бывает. Всем мил не будешь, особенно сейчас. С началом СВО я, как и многие, думал, что это быстро закончится, что не успею ничего поснимать там. Но потом стало понятно, что это надолго. Со временем я стал посещать города Донбасса. Первый раз поехал туда летом, когда взяли Мариуполь. Отправился без согласований, сказал на КПП, что еду в гости к родственникам. Снимал города втихаря. Но потом уже ездил официально, начал сотрудничать со СМИ, чтобы делать аккредитации. Соответственно, это дает больше возможностей.
Вместе с фото вы публикуете истории о ваших поездках на Донбасс до и после начала СВО, приводите цитаты местных жителей, рассказывающих о том, как непросто им жилось под натиском киевского режима. Не страшно ли было отправиться «за ленточку»? Какие чувства испытывали, попав туда?
- Мне было совершенно не страшно, потому что еду не на передовую, а туда, где живут простые мирные жители. Поближе к передовой тоже, конечно, заезжал, но это уже в последнюю поездку. Тогда особо не бомбили.
По сути, вы настоящий военный корреспондент. Ведёте фото- и текстовую летопись военных действий. Как сами себя позиционируете?
- Я всё-таки не военный корреспондент. Это другое, когда ты находишься вместе с передовыми отрядами. А я просто освещаю события в тех местах. Сотрудничаю сейчас немного со СМИ, пишу для них. Я просто фотограф. Дальше, после СВО, буду что-то снимать уже не на военную тематику.
В июне прошлого года вы отправились в освобожденный Мариуполь, прошли десятки километров. Откуда черпаете силы на столь непростые поездки? Какая мысль или девиз вас поддерживают?
- В Мариуполь поехал, как только туда начали пускать всех. Город большой, я шел по нему два дня. Тогда даже магазины какие-то работали. С общественным транспортом на тот момент не столкнулся по понятным причинам. Один автобус только проехал, но он был настолько забит людьми, что я не смог туда втиснуться. Но я привык много ходить, в походы хожу. Бывало, что на две недели уходил в автономки одиночные. Что касается девиза, то он такой: «Бороться, искать, найти, не сдаваться».
Всегда ли удавалось найти на присоединённых к России территориях добрых и отзывчивых людей, готовых пустить на ночлег? В чём были сложности?
- Почти в каждом крупном городе, Донецке, Луганске есть знакомые, которые готовы помочь. С местными всегда интересно. У них останавливаться лучше, чем в какой-нибудь гостинице или хостеле. Важно общение. И это настоящее путешествие, а не вот эти «диванные» поездки из отеля в отель [смеётся].
Во многих городах сохранились монументы, созданные советскими скульпторами. Например, в Северодонецке вы запечатлели монумент «Твоим освободителям, Донбасс!». Чувствуется, что любовь к наследию прошлых десятилетий нашей страны у вас глубоко в душе. Почему вам важно показывать подписчикам эту историю? В чем её сила?
- От советских времен осталось монументальное искусство, мозаики, памятники, рисунки на стенах, исторические здания, заводы. В Донбассе они сохранились, потому что регион, можно сказать, с 2014 года не развивался. Все стройки прекратились. На Украине в этом плане беда, конечно. Там все памятники сносят, мозаики закрашивают. На Донбассе же много интересного лично для меня осталось.
Я начал активно путешествовать, чтобы запечатлеть советские достопримечательности, места в крупных городах, которые могут исчезнуть. Я был в Восточной Европе, поездил по Центральной Азии, по Закавказью. Много, где всё сносится, уничтожается. Для меня было важно – снять остатки той великой страны, которая когда-то существовала. Можно сказать, что мне это удалось. В 2018-2020 годах посетил все бывшие союзные республики, много чего отснял и после этого выпустил книги фотографий «Заброшенные города СССР» и «Монументальное искусство СССР».
Считаю, что мои интересы совпали с интересами подписчиков, поэтому пришла какая-то популярность. Людям интересно посмотреть на то, что осталось от советского прошлого. Им это близко и мило сердцу. И мне тоже.