Участник спецоперации рассказал о жизни в окопе, отношении Донбасса к русским и «чистом фашизме»
Специальная военная операция на Украине длится уже 8 месяцев. Как живут после боя наши парни, которые с оружием в руках защищают свою страну? А живут они просто – любят своих жен и детей, а главное – любят свою Родину и всегда готовы за нее постоять. Мы пообщались с одним из современных героев.
У Антона Долженко, атамана станицы Саратовской, есть жена и три сына 15-ти, 7-ми и 3-х лет. Своих пацанов воспитывает настоящими заступниками. Сам он уже 21 год в казачестве и знает, что лучший метод воспитания молодежи – личный пример.
На кителе у кубанца 8 орденов и медалей – за защиту Крыма, Луганска и за спецоперацию. На СВО мужчина провел около 2 месяцев, оттуда выбраться самостоятельно уже не мог, его забрали в госпиталь. 22 дня находился под наблюдением врачей, а теперь, когда организм восстановился, рвётся снова в бой, в свою 3-ю роту «Индиго».
На спецоперацию Антон собирался с самого ее начала, понимал – Родина в опасности. Однако толчком стала смерть друга.
- «Азовцы»* [запрещенная в России террористическая организация] с особой жестокостью убили моего товарища, который находился там. Когда увидел это видео, сказал, что собираюсь и еду. Меня сначала не хотели пускать. С третьего раза уже кое-как пробился и поехал уже туда… Ну как жена отреагировала… Ничего не сказала, но была далеко не согласна. Как бы любимые в этот момент плачут. Ситуация такая: либо мальчишка пойдет 20-летний, эмоциональный, либо человек, который более опытен в этих делах, сознательный. Война - это не то место, где надо эмоционально себя проявлять.
Казак убежден: «не боится только дурачок». Однако во время боя это чувство совсем притупляется. Некогда думать о страхе, все мысли заняты жизнями товарищей, как бы их прикрыть.
- Когда начинался артобстрел, мы постоянно смеялись почему-то. Нам было то ли весело, то ли от страха. Когда сюда уже приехали, началось осознание произошедшего и того, что могло произойти, немного настораживает. Если ты боишься, значит, ты аккуратен. Если ты аккуратен, значит минимальный шанс твоей гибели. Когда не боишься и на амбразуру прёшь, тогда всё итак понятно.
Конечно, война – занятие не простое. Вместо кровати – окоп, карематы и спальные мешки. Костер разводить нельзя – противник заметит. Питание состоит из сухпайка и тушенки. Греют воспоминания о доме, любовь к Родине, рисунки и письма от детишек. Все конвертики Антон довез до дома и до сих пор с трепетом перечитывает.
- Я сейчас покажу одно письмо: «Здравствуйте, незнакомый солдат. Спасибо, что защищаете нашу страну и моё будущее. Желаем много удачи, смелости. Мы с вами. Таисия, 1 «А» класс». Когда нам повручали эти письма, у нас ребята все плакать начали. Я лично заплакал, не сдержал слез. За это и воюем.
На заданном квадрате могут стоят ростовские, кубанские казаки, черкесы. Если нужно, все кооперируются. Идут друг к другу на помощь. Если они стоят с этой стороны, значит – они наши. Мы сейчас за Россию, мы все русские.
На Донбассе житель Кубани хорошо научился отличать обычный украинских военных от настоящих националистов. Именно солдаты ВСУ, по его словам, неохотно воюют, но за ними всегда стоит нацбат. Вот и не остается выхода у украинцев: что туда пойдешь – убьют, что туда пойдешь – убьют.
- Есть «Азов», «Айдар», какая-то «Киевская Русь» сейчас новый отряд. Они просто отморозки, которых даже в плен не стоит брать. Это люди, у которых нет вообще никаких моральных принципов, во всяком случае с которыми мы пересекались. У них нет ни идеологии, ни любви, просто сплошная ненависть. Они даже не понимают, нас они ненавидят или всех. Им без разницы убивать своего или чужого. Чистые фашисты.
Много и в 2014 году, и в 2022-м удалось пообщаться с местным населением. Люди относились к российским солдатам хорошо. Военнослужащие делились шоколадками из продуктовых наборов с детишками. Были и остаются те, кто просто сохраняет нейтралитет. Однако примерно 90% рады, что прошлые 8 лет закончились.
Когда мы шли колонной, люди выходили, руками махали, крестили нас. Они рады, что мы пришли.
Для тех, кто окажется на передовой впервые, Антон Должен дал несколько советов. Самое необходимое там, по его словам, - влажные салфетки, поскольку купаться негде. В рюкзаке обязательно должны быть резиновые сапоги, термобелье, газовая горелка. В тактический рюкзак тоже входят салфетки, тактические очки, ножи – всё, что может понадобиться именно в бою.
- Тем, кто попал под мобилизацию, самое главное – окапываться хорошо. Никогда не слушать писимистические прогнозы, не поддаваться панике. Быть на позитиве и знать, что всё будет хорошо. Мы в любом случае победим, потому что у нас выбора нет. Очень долго отпирались от этого всего. Запад сам захотел сделать то, что сделал.
Мобилизованным всем удачи. Пусть знают, что их тут поддерживают. И пусть ждут, мы скоро приедем, поможем.