Всесвятское кладбище Краснодара: рассказываем, какие тайны хранит старинный погост

Могила Ольги Колпаченко на Всесвятском кладбище. Фото: телеканал «Краснодар»

Это уже недействующее кладбище расположено центре Краснодара на улице Северной. Входы в него находятся за мемориалом «Вечный огонь», со стороны улиц Рашпилевской, Аэродромной.

В 2021 году краснодарское кладбище вошло в пятерку самых интересных для туристов региональных погостов. Расскажем, кто на нем похоронен.

Памятник без головы, экономия букв на монументах и Кубанская Голгофа

Если идти мимо Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю, можно выйти к другой части кладбища. Она расположена за темным невысоким заборчиком. От главной заасфальтированной аллеи нужно повернуть направо. Пройти мимо могилы женщины по фамилии Водяницкая.

И в небольших зарослях видно шикарное мраморное надгробие. Голова его была сбита упавшим деревом. Этот памятник – тончайшая работа мастера-камнереза. Каждая складка на одежде, каждый узор на одежде четко видны. Более того, можно разглядеть ногти на пальцах. Сохранились фотографии целого памятника, который выглядел очень реалистично. Здесь похоронена Ольга Колпаченко, жена врача Дмитрия Колпаченко.

Рядом – мраморная композиция, где выбито имя Дмитрия Колпаченко. Она была не только женой врача, но еще дочерью священника Богославского, который похоронен сразу за ней. Там же – могила её матери Евдокии Богославской. На этом постаменте можно прочитать стихотворение самого популярного поэта, стихи которого разбирали на цитаты для эпитафий в конце 19 – начале 20 веков, Семёна Натсона:

Сердце ль изноет от муки,

Руки ль устанут в борьбе.

Эти усталые руки

Я простираю к тебе.

Где ты? Откликнись родная!

И на призыв мой больной

Ты, как бывало, живая

Снова явись предо мной.

На другой стороне главной аллеи есть могила литератора Кузичкина. Фёдор Смоляков специально искал информацию о нем, но не нашел ничего. Скорее всего, некий Кузичкин сам считал себя литератором. Не исключено, что единственное его сохранившиеся стихотворение находится как раз на его могиле. В нем он обращается к женщине, чтобы она подошла к нему и простила, иначе он умрет. Возможно, литератор Кузичкин покончил жизнь самоубийством.

Еще одно интересное надгробие спрятано за очередным хвойным растением, оно находится по левую сторону. Здесь похоронен ученик 7 класса коммерческого училища, в котором сегодня находится КГУФКСТ Володя Ровный, которого убили в феврале 1918 года.

На этой могиле есть очень интересная эпитафия, которая является фрагментом из строевой солдатской песни под названием «Дуня»:

Будет тихое зимнее утро.

Будет легкий снежок порошит.

Будет слышно уныло пение,

Когда будут меня хоронит.

Может быт, из друзей моих прежних

Кто-нибуд не пойдет провожат

Только мама одна и семья дорогая

Будут громко над гробом рыдат.


То есть большая часть мягких знаков куда-то пропала. Это как раз пример «кладбищенская халтуры». Когда человек умирает, для семьи это, естественно, потеря, траур, горе. Для работников данной индустрии — это обычные потоковые дела. Очевидно, что семья небедная, заказали дорогое надгробие с красивой эпитафией. Но площадь самого памятника не вместила шрифт. Поэтому чтобы вместить весь текст, камнерез решил выкинуть часть мягких знаков. Возможно, думал, что скорбящие родители не заметят такой халтуры.

На этой аллее также похоронены известные краснодарцы – Глеб Седин, Евгений Костылев. Их именами названы городские улицы.

Далее можно увидеть Кубанскую Голгофу. Это уложенная плиткой площадка с часовней и крестами-кенотафами. Этот мемориал был организован в 2010 году жертвам политических репрессий первых советских лет на могиле Памфила Лясковского. Часовню построил с разрешения митрополита Исидора некий предприниматель Олег.

Памфил Лясковский был епископом Краснодарской епархии в 1935-1936 годах. В то время Русская православная церковь была расколота на 2 части – ортодоксов и обновленцев. Если обновленцы активно сотрудничали с сотрудниками НКВД, то ортодоксы выступали за восстановление патриархии, не очень хотели сотрудничать. 10 января 36 года тело Памфила Лясковского было найдено повешенным во дворе дома, где он жил. В кармане лежала записка о том, что «В моей смерти прошу никого не винить». Но, удивительно, что ни в архиве, ни в церкви, ни у него дома, не нашлось документов с его почерком.

- То есть по официальной версии, это было самоубийство. По версии всех остальных горожан, это было убийство. Позднее предприниматель Олег построил эту часовню, колокольню, уложил здесь все плиткой. Появились такие кресты-кенотафы, то есть это пустые кресты. Там непонятно, кто захоронен. За мемориалом продолжают ухаживать, - отметил историк Фёдор Смоляков.

По мнению историка, кладбище – это не страшное место. Это место интересное. Здесь можно изучать историю города. Тем не менее, единственный раз, когда он испугался, стал следующий случай. Фёдор возвращался домой поздно ночью через Всесвятское кладбище, подошел к мемориалу, к неприметному железному кресту. Прочитал надпись: «Гавриленко Павел Павлович. 1946-1947». Подумал, что не повезло родителям, умер младенец. Рядом находится такой же крест с надписью «Гавриленко Павел Павлович». Сердце историка буквально ушло в пятки. Как может один и тот же человек быть похоронен в разных могилах? Но тут он увидел даты жизни «1948-1949». Так раскрылась трагедия семьи. У них родился сын и через год умер. Затем родился еще один сын, которого они назвали так же. Спустя несколько месяцев не стало и его. Продолжение читайте в наших следующих материалах...

Также биографии похороненных на Всесвятском кладбище людей можно послушать в аудиоформате - подкаст «Главный Южный» есть на ведущих платформах и в Telegram-канале.