42 года без Владимира Высоцкого: рассказываем о творческом пути актёра, поэта и композитора
Кумир миллионов, яркая личность, сильный узнаваемый голос – Владимир Семёнович Высоцкий стал настоящей легендой. Он занял почетное место в театральной, кинематографической и музыкальной истории СССР.
Родился Владимир Высоцкий 25 января 1938 года в Москве. С началом Великой Отечественной войны вместе с матерью он переехал в Оренбургскую область. В 1943 году вернулись обратно в столицу, и семилетний Вова пошел в первый класс. Позднее родители Высоцкого развелись, и он стал жить с отцом и мачехой. В 1947 году вместе с ними переехал в Германию. В свободное время учился играть на фортепиано.
После возвращения в Москву семья стала жить на Большом Каретном переулке, который лег в основу многих текстов. Поэтический путь Владимира Высоцкого начался со школьных лет. Свое первое стихотворение он посвятил Иосифу Сталину. Параллельно с учебой и писательством занимался в театральном кружке.
Театральный актёр
Сначала судьба привела Владимира Высоцкого в инженерно-строительный институт. Но он отчислился и стал готовиться к поступлению в Школу-студию МХАТ. Несмотря на то, что у него был неправильный прикус, плохая дикция и сиплый голос небольшого диапазона, он смог стать профессиональным актером. Также его называли «высотой» из-за худобы и узких плечей. Но Высоцкий работал над артикуляцией и физической формой, учился играть на гитаре.
- У меня в семье не было никого из актеров и режиссеров, короче говоря — никого из людей искусства. Но моя мама очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу, лет до 13–14, водила меня в театр. И это, наверное, осталось. Видно, в душе каждого человека остается маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству, - вспоминал Владимир Высоцкий.
В 1956 году он поступил в Школу-студию МХАТ. Дебютная роль Высоцкого была в постановке «Гостиница «Астория». Кроме того, начинающий актер продолжал писать прозаические произведения. В студенческие годы удалось сыграть в спектаклях «Иванов», «Ведьма», «Свадьба» по произведениям Антона Чехова, в учебном этюде по «Преступлению и наказанию» Федора Достоевского, снялся в эпизодической роли в фильме «Сверстницы». Дипломным спектаклем стала постановка произведения Максима Горького «На дне». В 1960 году окончил обучение по специальности «актер драмы и кино». По распределению попал в Московский драматический театр имени Александра Пушкина. Но ролей практически не было, как не было и денег.
Владимир Высоцкий служил в Театре Пушкина, в Театре миниатюр, в «Современнике». С 1964 года и до конца жизни играл в Театре драмы и комедии на Таганке. В числе ролей были: Галилей в спектакле «Жизнь Галилея», каторжник Хлопуша в драматической поэме Сергея Есенина «Пугачев» и другие.
Одной из самых значимых ролей стала роль Гамлета. Это был современный герой в джинсах и свитере с гитарой. Многим критикам не было понятно такое решение режиссера, но образ прижился и понравился поклонникам. Второй по важности в карьере Высоцкий считал роль купца Лопахина в пьесе «Вишневый сад». Последним театральным персонажем стал Свидригайлов в спектакле «Преступление и наказание» в 1979 году. После нее Высоцкий сосредоточился на кинематографе, концертах и сочинительстве песен.
Поэт и композитор
Чтобы реализовать свои творческие порывы Владимир Высоцкий стал писать стихотворения. Так появились «Большой Каретный», «Ленинградская блокада». Некоторые он исполнял под гитару.
- Я однажды услышал магнитофон, услышал приятный голос, удивительные по тем временам мелодии. И, конечно, стихи, которые я тоже узнал. Это был Булат [Окуджава]. И вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструментом и мелодией. Я попробовал это сделать сразу сам: тут же брал гитару, когда у меня появлялась строка, — и вдруг это не ложилось на этот ритм. Я тут же менял ритм и видел, что это даже работать помогает, т.е. сочинять с гитарой. Поэтому многие люди называют это песнями. Я считаю, что это стихи, исполняемые под гитару, под рояль — под какую-то ритмическую основу, - цитируют Владимира Высоцкого на сайте «Культура РФ».
Несмотря на то, что многие тексты были на криминальные темы, они стали популярными. Слушатели думали, что автор песен много лет провел в лагерях и пишет о своем опыте. Но все эти материалы Высоцкий брал из историй, услышанных в детстве и юности. Были и песни на военную тематику.
Представить публике свое песенное творчество удалось в середине 60-х годов. Постепенно репертуар концертов и масштабы стали расширяться. Высоцкий выступал в институтах, домах культуры, в альпинистских лагерях и даже шахтах.
Киноактёр
Владимир Семёнович сыграл в фильмах «Стряпуха», «Саша-Сашенька», «Хозяин тайги». Тогда его приглашали на второстепенные роли, но со временем Высоцкий стал играть более крупные роли. Например, в фильмах «Я родом из детства» и «Короткие встречи». Там он исполнил свои песни. Но настоящая популярность пришла после роли радиста Володи в кинокартине «Вертикаль». В ней Высоцкий исполнил песни «Вершина», «Песня о друге», «Свои обиды каждый человек» и другие. В 1968 году появилась грампластинка с этими композициями.
Но на карьеру повлияли разгромные статьи советских газет.
- Я играю очень примитивно, часто слышу упреки в свой адрес по поводу этого. Примитивизация эта нарочная: я специально делаю упрощенные ритм и мелодию, чтобы это входило сразу моим зрителям не только в уши, но и в души, чтобы мелодия не мешала воспринимать текст, - говорил Владимир Высоцкий.
Сложной в плане психологизма стала роль зоолога Николая фон Корена в фильме «Плохой хороший человек». На итальянском Фестивале наций Владимир Семёнович получил за нее приз «За лучшую мужскую роль». Пожалуй, самой известной киноролью является образ Глеба Жиглова в «Место встречи изменить нельзя». Слова этого персонажа стали крылатыми и повторялись обычными людьми в повседневной жизни еще долгие годы. За эту роль Высоцкому посмертно присудили Государственную премию СССР. Последним героем стал Дон Гуан из «Маленьких трагедий». Были и не очень успешные роли, которые критики встретили холодно.
В 1980 году Владимир Семёнович попросил предоставить ему творческий отпуск на один год. Он планировал работать над фильмом «Зелёный фургон» как режиссер и соавтор сценария. Но до начала съемок не дожил. С годами здоровье артиста стало слабее из-за регулярных перегрузок. 25 июля 1980 года Владимир Высоцкий умер. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.
Память о нем живет во всех текстах песен, в фильмах и в сердцах многочисленных поклонников творчества. Они переслушивают пронзительные композиции, смотрят кинокартины с Высоцким и помнят о нем как о самобытном незаурядном таланте.