«Москвич»: история завода, культовые автомобили и возвращение легенды

Общество
«Москвич»: история завода, культовые автомобили и возвращение легенды Фото: Телеканал «Краснодар»

Компания Renault уходит из России. Иностранный производитель авто решил закрыть свой завод в Москве. На это мэр Собянин заявил, что нельзя допустить увольнение многотысячного коллектива. На предприятии продолжат собирать машины, но уже не французской марки, а отечественного «Москвича». Для автолюбителей это значит, что легенда советского автопрома возвращается.

Московский автосборочный завод запустил в далеком 1930 году. После Великой Отечественной войны «Москвич» начал сыпать новыми моделями и наращивать производство. Работа на предприятии закипела. Со станка вышла модель 402 и массово разошлась по улицам столицы. Горожане ее очень полюбили и готовы были отдать все скопленные деньги. На Западе на Москвичи смотрели хоть без восторга, но с особым интересом. Продавались они там хорошо, из-за большого экспорта очереди на машины в СССР растягивались на годы.

Временами машину совершенствовали и меняли ей имена, например, на 403. Этот экземпляр стал наиболее массовым. Новости о выпуске новых автомобилей праздновались в гаражах, словно Новый год или новости о полете человека в космос.

Москвич-408 имел сумасшедший стиль. По сравнению с современной тогда ГАЗ-21, небо и земля. Именно эта машина стала по-настоящему народной, машиной для человека. Москвич стал успешно экспортируемым товаром. На разных языках звучало имя столицы нашей Родины – от Африки до Норвегии. В какой-то момент больше автомобилей Советский Союз отправлял за границу только автоматы Калашникова и чапельники для сковородок. Один был минус у машины – двигатель. Если кузов успешно омолаживали еще почти 30 лет, то мотор было решено заменить.

Сильно удалось осовременить модель Москвич-2140: квадратные фары, ремни безопасности, модный салон, пластиковый бампер и окраска «металлик». Ураган социально-экономических решение в 1980-е годы принес с собой не только Перестройку. Завод представил автомобиль Москвич-2141.

Хотя на Западе уже был бум переднего привода, наши техники не имели опыта его применения. Темные тучи сгущались над АЗЛК (Автомобильный завод имени Ленинского комсомола). Завод стремительно терял опытных сотрудников. В этот момент на Москвич пришла команда управленцев с ЗИЛа. Остановились все перспективные разработки.

Наступили 1990-е, качество выпускаемых машин стремительно падало. Тогда руководство завода решило, что из сырой машины удастся сделать премиум-класс с «древнерусским колоритом». Так появились «Святогор» и «Князь Владимир», по сути, те же 41-е, но с другими моторами и измененными кузовами. События 1998 года поставили крест на закупках комплектующих из-за рубежа. Растущие в цене машины с падающим качеством отпугивали потребителей. Финальной стадией развития Москвич-2141 стал очень красивый, страшно дорогой и никому не нужный «Калита». Он стал последним. Долги предприятия росли, зарплату сотрудники не видели по полгода, а стоянка готовой продукции была забита новыми, но не востребованными населением машинами. На предприятии отключили отопление, а потом и свет.

Конвейер остановился 4 марта 2002 года. Родившийся в 1930 году завод, подаривший радость свободного передвижения миллионам людей не только в нашей стране, создавший отличные машины, умер по исключительно экономическим причинам.

И вот, 20 лет спустя, знаковый для всего российского автопрома «Москвич» может вернуться в строй. Предлагаем вспомнить культовые модели, которые даже через десятки лет рассекают улицы.

Москвич-412

Тысячи этих машин ездили на территории Советского союза. Не появиться он не мог. Его предшественник Москвич-408 хотя имел шикарный вид, все же обладал рядом недостатков. Агрегат не мог выдавать больше 60 л.с.

Первый представитель нового «Москвича» зажег свои фары в 1967. Его яркий свет напрочь ослепил ошеломленных современников. Изготавливали модель сразу на двух заводах – в Москве и Ижевске. Было много споров, какая сборка лучше. Одни говорили, что у московских современнее салон, другие – что ижевцы качественнее сваривают кузовные панели. Всё же разница была незначительная. В 60-70-х годах они воспринимались одинаково роскошно.

Спереди и по бокам – буйство хрома и никеля, широкая «надбровная дуга», круглые выпуклые фары. В этой машине сошлись все новые на тот момент инженерные и дизайнерские изыски советских конструкторов. Проектировщики соорудили новые удобные дверные ручки, необычные колеса. Сзади расположились аккуратные оранжевые треугольники подворотников и прямоугольные стоп-сигналы/габариты. В салоне: алюминиевый обод руля, металлические торпеда, накладки, зеркало, большой приемник и, конечно, немного пластика.

Неожиданная деталь – бак для заправки топлива. Найти его можно сзади, посередине, под номерами. Зато к колонке подъезжать удобно с любой стороной.

Безопасность тоже на высоком уровне. Это одна из первых машин, которая прошла краш-тест. При этом была удивительно быстрой. Под капотом у 412 не чугун, а авиационный алюминий. Поэтому аппарат занимал высокие призовые места на ралли.

Сейчас убранство автомобиля выглядит музейным, тогда это было сродни космической ракете. Из приятных мелочей для автомобилистов там были скрытая пепельница, прикуриватель и магнитофон, который работает как от бортовой системы, так и дома на подоконнике.

Звездным часом этого авто стал фильм «Гонщики». Он вышел на экраны в 1971 году.

Москвич-2137

Эта машина, везя почти 1,5 тонны запчастей, умудрялась обгонять своих конкурентов. Небольшой вес автомобиля в купе с его вместительностью – отличное решение для города. В багажнике может спокойно разместиться человек, что крайне удобно для поездок на природу. Достаточно постелить плед или матрас в разложенный багажный отсек и авто превращается в дом на колесах. Даже спустя 40 лет эти «старички» успешно передвигаются в городском пространстве.

Передняя часть такая же, как на автомобиле 2140, а задняя – как у Москвича-408 или 426. Перед капотом у транспортного средства квадратные фары, пластиковая решетка радиатора со значком АЗЛК и противотуманки. Поворотники остались от Москвича-412. Для современных автолюбителей может показаться непривычным, что топливозаправочная горловина расположена не сбоку, а сзади, слева от дверцы багажника.

Москвич-2141

Тестовый Москвич-2141 получился довольно симпатичным и соответствовал современным веяниям. Вместо хрома и никеля – пластик. Сбоку торжество… лаконичности: линии кузова, травмобезопасные дверные ручки. Впервые в истории советского автомобилестроения диски имели 14-й диаметр (вместо 13-ого). Инновации виднелись и сзади: новый кузов хэтчбэк, ударопрочный пластик, пластиковые фонари, которые уже не торчат за габариты кузова.

Именно на этой машине советские пользователи познакомились с термином «аэродинамика». Кузов получился обтекаемым. Под копотом 412-й мотор, разросшийся до объема 1,7, но были варианты и с мотором от «Жигулей». Главный минус авто поджидал владельцев сбоку и снизу – ржавчина. Кроме того, «радовали» водителей звуки в салоне от трещащей пластиковой приборной панели. Детали плохо прилагали друг к другу.