Оккупация Керчи: как выживали и умирали в тоннелях крепости и каменоломнях

Общество
Вход в каменоломни. Керчь Фото: телеканал «Краснодар»

Керчь испокон веков считалась воротами Крыма. А во время Великой Отечественной войны они стали огненными. Четырежды на ее улицах разгорались жаркие бои, дважды город оккупировали враги. Керчь прошла через агонию, которую невозможно забыть, а потом возродилась. И все благодаря мужественным освободителям и защитникам.

Фотографии Керчи в годы войны делал Евгений Халдей, фактически, главный фотокорреспондент, который прошел всю Великую Отечественную войну. По наследию, которое он оставил, можно понять, как дорого досталась победа городу. Например, прекрасные исторические здания были разрушены до основания.

- Во время тяжелых кровопролитных боев 85% жилого фонда Керчи было разрушено. Кроме того, на одной из террас горы Митридат еще в 1835 году по проекту архитектора Торричелли было построено здание Керченского музея древности, которое по внешнему виду повторяло храм Тезея. Это здание пережило Крымскую войну и другие потрясения, но во время ВОВ было превращено в руины и на сегодняшний день не сохранилось. На вершине горы Митридат в середине 19 века над могилой градоначальника Ивана Алексеевича Стемпковского была возведена часовня. Во время войны ей также были нанесены очень серьезные разрушения, она была утрачена, - рассказывает научный сотрудник Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Артем Шевкопляс.

Многие из современных объектов хранят отпечатки ужасов войны. Например, сквер Славы, который раньше носил название площади им. Толстого. Гитлеровцы повесили там двух человек – связиста и краснофлотца. На груди у каждого была табличка «Повешен как партизан».

Одно из жутких напоминаний об оккупации – Багеровский ров. В конце ноября 1941 года захватчики расклеили по Керчи приказ №4, согласно которому всё ранее зарегистрированное население обязано было прийти на Сенную площадь с трехдневным запасом еды. Прибывших отправили в городскую тюрьму, где камеры забивались до отказа. У арестованных отбирали ключи от квартир, ценные предметы. Небольшими группами их стали вывозить за пределы города и расстреливать в Багеровском рву. Он был около 1 км длиной, шириной 4 метра, глубиной 2 метра. Тела в нем лежали почти до самого верха, обрамляли ров детские игрушки, шапочки, ботиночки.

Страна тогда еще не знала об Освенциме и других «лагерях смерти», поэтому массовый расстрел в Багеровском рву стал настоящим потрясением для Советского Союза и для всего мира. Из 14 тысяч мирных жителей, которые были уничтожены во время двух оккупаций Керчи, 6 тысяч – дети.

Керченская крепость

Самые горячие бои разворачивались в крепости Керчи, которая была построена задолго до Великой Отечественной войны.

- Крепость начала возводиться сразу после завершения Крымской кампании в 1857 году. Первоначальная и ключевая ее задача – защита Керченского пролива от любого вражеского флота, переплывающего из Черного моря в Азовское. Окончательный проект разработал Эдуард Николаевич Тотлебин. Один из фортов назван в честь него. В 1941-42 годах крепость показала, что вполне способна долго оказывать противодействие артиллерии врага, - отметил заведующий отделом «Керченская крепость» Юрий Белик.

Оборона проходила в несколько этапов. Первый – ноябрь 1941 года, когда впервые немецко-фашистские войска попытались овладеть Керчью, им это удалось. Бои за крепость шли около недели. До конца года она оставалась в зоне оккупации.

Специфика сооружения в том, что оно насыщено подземными туннелями. Это было удобно для наших защитников. Они могли безопасно перемещаться под землей, передвигаясь скрытно для противника. Местные туннели прозвали «контрминами», ведь благодаря им можно было легко определить саперные подкопы противника. Однако эти туннели стали местом гибели больше чем для сотни солдат, их останки нашли уже после войны. Все – безымянные.

«Помни, что болтун – это пособник врага, военный преступник, вольно или невольно помогающий фашистским извергам в осуществлении их подлости и коварных замыслов. Если болтает твой товарищ, останови его, немедля ни минуты», - гласит надпись на одной из стен крепости, оставленная в годы войны.

Аджимушкайские каменоломни

16 метров под землей. Тьма, холод, голод, ожидание нападения неприятеля – в такой обстановке провели люди 170 дней.

Каменоломни начинают появляться в 19 веке для добычи известняка. Шахтное поле – 800 на 200 метров. Протяженность лабиринтов – 9 км.

На Керченском полуострове находились войска Крымского фронта. Это три армии. 8 мая 1942 начинается немецкая наступательная операция, в ходе которой нашим командованием было принято решение об эвакуации. Она проходила в крайне тяжелых условиях. Противника должны были задержать специальные сводные отряды. 14 мая эти отряды, возглавляемые полковником Ягуновым, вступают в бой. 16 мая окончательно попадают в окружение. 18 мая, исчерпав все наземные методы борьбы, не получая приказа на эвакуацию, отряды спускаются в каменоломни.

- Воду собирали из водокапов, мест, где вода сочится сквозь толщу камня. В некоторых местах люди через трубочку или губами собирали воду, сплевывали ее во флягу. Это были специальные команды, занимающиеся сбором воды. Ее доставляли, в том числе, раненым. Были и вылазки к колодцам. В одной из них удалось добыть 4 ведра воды, потеряв при этом десятки товарищей. Позже появились подземные колодцы. Долбить в глубину приходилось около месяца,- рассказывает Ростислав Турусов, младший научный сотрудник Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника.

Бойцы и командиры подземного гарнизона активно действовали. Совершались вылазки, разрабатывались боевые операции. Сам гарнизон был достаточно сильной воинской группировкой, которая угрожала силам немецких подразделений. Чтобы уничтожить гарнизон, противник применяет газ, что было нарушением Женевской конвенции. Первая газовая атака стала неожиданной, с большими потерями. Как говорится в найденном дневнике, только в одном батальоне после первой атаки похоронили 824 человека.

Чтобы уберечься, люди сооружали примитивные газовые перегородки. После первой атаки часть людей вышла, остались под землей только те, кого бы ждала неминуемая гибель – семьи политработников и камнерезчиков, еврейские семьи.

Возглавлял подземный гарнизон талантливый военачальник полковник Ягунов Павел Максимович. В ночь с 8 на 9 июля была организована одна из крупнейших вылазок на поверхность. Принимали участие все, даже легкораненые. Противника выбили из поселка, были захвачены трофеи – продовольствие, вооружение, но при разборе оружия погибает Павел Ягунов. Его единственного в каменоломне похоронили в деревянном гробу.

Хотя вылазки продолжались, в каменоломнях начинается голод. Оказавшиеся в тупике люди варили кожаные ремни, выкапывали погребенных лошадей, ловили крыс.

Все время в каменоломне действовал госпиталь, хотя его запасы и иссякали. Был случай, когда медсестра, не выдержав стонов раненых, среди белого дня на глазах у фашистов пошла к колодцам и принесла воду. Она совершила несколько таких вылазок, но в одной из них погибла.

Освободительный десант

Колоссальный мемориал «Парус» видно издалека. Он стал символом эльтигенского десанта. Воины-освободители пришли к стенам Керчи осенью 1943 года и совершили невозможное. Высаживались в штормовую погоду, их катера «бросало» по всему Керченскому проливу. Не смогли добраться до суши многие командиры. Командование перешло второстепенным лицам, например, корреспонденту газеты «Знамя Родины» Сергею Борзенко.

Известен и подвиг Галины Константиновна Петровой, старшины 386-го Отдельного батальона морской пехоты. Она высадилась с небольшой группой десантников, которые попали на минное поле. По ним била артиллерия, идти через поле – смерть. Первой в атаку двинулась Галина Петровна, за ней уже вся остальная группа.

Стоит отметить, что всего было два госпиталя: 318-й стрелковой дивизии, для которых саперы вырыли капониры на склонах горы, и 117-й гвардейской дивизии. Были сложности с водой, весь плацдарм простреливался противником. Когда Галина Петрова получила ранение, во время операции разорвался снаряд. Ее ранило повторно и уже смертельно.

- Критический момент наступил в декабре 1943 года, когда противник готовился уничтожать плацдарм, имея все силы для этого. Было решение уходить. Две тысячи человек преодолели 20 км и вышли к горе Митридат. Там в ходе боя им удается захватить высотки, где держались еще около 4 дней, - рассказал Ростислав Турусов, младший научный сотрудник Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника.

Командование Северо-Кавказского фронта не могло оказать помощь десантникам. Поэтому они с боями спускаются с горы к набережной. Там их катерами эвакуируют на противоположный берег. Тогда же в декабре 1943 года был ликвидирован Северо-Кавказский фронт, на базе 56-й армии создана Приморская армия, которой предстояло освободить Керчь.

11 апреля в 4 часа утра 16-й стрелковый корпус под командованием генерала Провалова вошел в Керчь. Город окончательно был освобожден. В октябре 1944 года был возведен обелиск славы – один из первых монументов воинам-освободителям в нашей стране. Это 24-метровый трехгранный шпиль, который виден с расстояние в 26 км. В его основании установлены три пушки, которые принимали участие в битве за Керчь.

Но главное то, что и сейчас защитники Керчи говорят с нами голосами уже своих правнуков. Как у легендарного Александра Лубенцова, который был одним из первых освободителей города. Память о нем живет в сердцах 10 правнуков и одного праправнука:

- Даже сейчас, когда его нет, постоянно ходим на Эльтиген. Еще ходим на памятник в его честь.

- Когда дедушка рассказывал нам истории, у него были слезы на глазах. Он переживал, рассказывал о своих друзьях. Если бы они нас не защищали, нас бы сейчас не было.

- Гордость, только гордость. Не зря говорят: наследники героя - это большая ответственность!

Также мы рассказывали о героическом подвиге советских солдат в Новороссийске.

Также писали, как современные находки возвращают героев войны в семью. На Кубани поисковики находят новые останки павших в годы ВОВ бойцов.