Медработники Советской Армии в годы ВОВ вылечили и вернули в строй более 72% раненых и 90 % заболевших на поле боя

Все воспоминания врачей собрали под красной обложкой издания, вместе с фотографиями медиков. Фото: из фонда Государственного архива Краснодарского края

Столько людей не удалось вернуть ни в одной армии за все войны, которые велись на планете. Даже американские врачи во время войны во Вьетнаме в 60-е годы ХХ века имели антибиотики и другие современные медикаменты, но им удалось вернуть только 60% раненых. Между тем, у русских врачей в 40-е годы прошлого века были только сульфамидные препараты, стрептоцид. Такие данные привели в Генеральном штабе России в 90-е годы, когда рассекретили данные о санитарных потерях.

В новой рубрике мы будем рассказывать о подвигах врачей Кубани и России. Об их важной работе и спасении многочисленных людей написаны и напечатаны тысячи строк. В них – боль, страх, кровь, смерть, но и спасение, радость, вера и жизнь. В 1995 году, к 50-летию Великой Победы и 75-летию Краснодарского военного госпиталя (ныне Краевой клинический госпиталь для ветеранов войн им. проф. В.К. Красовитова), было рассказано множество историй о небывалом подвиге. Все воспоминания собрали под красной обложкой, вместе с фотографиями медиков, работавших в краснодарском госпитале.

Фото: из фонда Государственного архива Краснодарского края

На первых страницах архивного дела сказано: «Начинался этот подвиг на полях сражений под свистом пуль и осколков, а продолжался на батальонных и полковых медпунктах, в медсанбатах, в армейских, фронтовых и тыловых госпиталях». Там врачи вместе с сёстрами милосердия и санитарками заканчивали лечение и ставили раненых на ноги. Хрупкие девушки и женщины боролись за жизнь каждого. На их плечи легла большая физическая и моральная тяжесть. Круглые сутки находились они у больничных коек, провожали мужей и женихов на фронт, детей оставляли бабушкам или соседям по квартире. За этот труд маршал Константин Рокоссовский назвал их тружениками-героями.

После второго года войны людские резервы в стране иссякли. Фронт пополнялся, в основном, за счет вылеченных раненых и больных. Большую помощь оказали партия и правительство. Они позаботились о создании собственной фармацевтической промышленности. Поэтому и удалось спасти такое большое количество солдат.

Краснодарский военный госпиталь с первых дней войны из гарнизонного был переформирован в сортировочный эвакогоспиталь на 300 коек, принимал раненных с фронтов. Воспоминаниями о тех годах поделилась Зинаида Черникова. Она родилась в 1923 году в Ростове. Закончила медицинское училище в Орловской области. На второй день войны её мобилизовали медсестрой военного госпиталя. Зинаида Ивановна работала военным фельдшером Отдельной стрелковой роты 119 бригады, старшей операционной сестрой медсанроты бригады. Участвовала в войне с Японией. В Краснодарском госпитале работала медсестрой 2-го терапевтического отделения, старшей медсестрой инфекционного отделения.

Её история называется «Прощай, Орёл!». Только два месяца фронтовой эвакогоспиталь в Орле принимал раненых из полевых госпиталей и медсанбатов, недолго лечил их и отправлял дальше в тыл или возвращал в части. В ночь на 9 сентября 1941 года в женское общежитие прибежал посыльный из штаба и объявил тревогу. Все думали, что она учебная, что скоро Советская Армия остановит врага и все закончится. Но тут начали поступать приказы о сборах медикаментов и инструментов. Постельные принадлежности связывали в узлы и выносили. Рядом были слышны разрывы снарядов. Начальник госпиталя тревожно произнес: «Товарищи, немцы в городе! Всё, что приготовили для вывоза, обливайте спиртом, эфиром и поджигайте. Ничего – врагу!».

- Около моста через реку Оку вдруг в небо взлетели ракеты и залили мерцающим светом окрестность. Над нами просвистел и разорвался один, второй и третий снаряд. Мы без команды залегли с надеждой переждать обстрел. Но как только поднимались, он вновь возобновлялся. Страх и желание побыстрее выбраться из города заставляли плотнее прижиматься к доскам моста, работать ногами и руками, ползти, - вспоминала Зинаида Черникова.

Всем удалось перебраться через мост. На окраине города у забора стояла старушка. Она сообщила, что в Орёл уже проехали немцы на машинах и остановились в конце улицы. Женщина предложила зайти к ней во двор, а дальше пройти в следующий, после выйти на другую улицу, где нет врага. На восходе солнца группа медиков была уже далеко от города. Зинаида Ивановна оглянулась и увидела лишь купол церкви и трубу завода. «Прощай, Орёл!», вырвалось у неё. Коллега-медсестра поправила:

- Не прощай, а до свидания. Прощаются с покойниками.

В этот момент все услышали прерывистый гул моторов вражеских бомбардировщиков и команду замполита «Разбегайся! Ложись!». В то время потеряли несколько человек убитыми и ранеными от «мессершмиттов». Они низко спускались над землей и безнаказанно расстреливали русских. Тогда было принято решение разделиться по 2-3 человека и идти в Тамбов. Зинаида Ивановна шла с медсестрой. Но их перехватили бойцы с винтовками, скорее всего из 119-й стрелковой бригады. Теперь пришлось перевязывать раны. В одном из боёв недалеко от медсестры разорвался снаряд. Зинаида Черникова потеряла сознание и упала – контузия.

- Когда пришла в себя, увидела склоненных надо мной санинструктора и санитара. Подбежал и командир роты. Они помогли мне подняться. Что-то спрашивали, а я так оглохла, что не могла понять. Наконец, разобрала: как я себя чувствую, не надо ли в медсанроту? Мы были такими сёстрами милосердия, что о своем здоровье не думали, лишь о раненых. Но у меня кружилась голова, чувствовала слабость и я заколебалась: может, поехать хотя бы туда и там полечиться? Вдруг санитар принёс на спине раненного красноармейца. Ему надо было наложить шину на ногу, сделать обезболивающий укол морфия. Разве могла я от них уехать? И капитан попросил не покидать роту. Я осталась, хотя при ходьбе спотыкалась и почти с год после этого заикалась, - написала Зинаида Ивановна.

В конце 1941 года бригада побывала на формировании и пополнении в Пензенской области. Зинаиду Черникову перевели в медсанроту старшей операционной сестрой. Бригада вернулась в Орловскую область, воевала в боях за Воронеж и на Северном Кавказе. Освобождала и Кубань, куда перед войной переехали родители медсестры. В Орёл во время освобождения от захватчиков попасть так и не удалось. Только после Победы и демобилизации Зинаида Черникова проезжала через него в районное село Покровское, в котором проработала еще два года.

Каждая такая история хранит в себе отчаянную, со слезами на глазах, борьбу, уверенность в том, что война закончится. Боль от многочисленных потерь и ранений сохранялась в сердцах еще долгие годы. Но вместе с тем были силы на восстановление разрушенных городов, была вера в то, что страна сможет стать прежней, и даже еще сильнее.

Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны написаны по материалам дела Фонда 1432, оп. 4, ед.хр. № 21 «К 50-летию Победы и 75-летию госпиталя. Память об Отечественной войне 1941-1945 гг. ветеранов войны Краснодарского военного госпиталя» Государственного архива Краснодарского края.