Во время оккупации Краснодара шла эвакуация заводов, но некоторые вывести не удалось. Их захватили и разрушили фашисты
21 июля 1942 года военный совет Северо-Кавказского фронта принял постановление «О разгрузке города Краснодара». Оно обязывало председателя крайисполкома П.Ф. Тюляева вывести из города часть краевых организаций в другие города и районы Краснодарского края: в Майкоп, Армавир, Кропоткин, Адлер, станицы Пашковскую, Ладожскую, Васюринскую, Лабинскую, Усть-Лабинскую и т.д. В предполагаемом списке было 111 организаций. К первой очереди предприятий отнесли завод им. Седина, компрессорный завод, комбинат «Главмаргарин», краснодарскую мельницу № 1, кожзавод № 8, биофабрику, прядильную и шорно-седельную фабрики.
Остро и больно звучат строки-воспоминания в главе «На нефтезаводе» в книге «Краснодар. Август 1942». О событиях тяжелейших оккупационных дней рассказал участник боёв за Пашковскую переправу Сергей Дробязко. Летом 1942 года его раненого фашисты взяли в плен.
На нефтезаводе Сергей Дробязко успел поработать не так долго. С наступлением войны он, как и другие работники, получал карточки. На них давали 800 граммов хлеба, тогда как его мать получала только 600 граммов. Бабушке и маленькой сестре полагалось еще меньше – всего 400 граммов, как иждивенцам. Но тогда было чувство причастности к нужному делу и особой связи с коллективом. Оно еще больше окрепло, когда завод и весь Краснодар потрясло страшное событие.
- Случилось это так…Когда зимой немцы приближались к Ростову, на заводе начали останавливать часть перерабатывающих установок и демонтировать оборудование. Из освободившихся рабочих были созданы бригады, которые вместе со слесарями нашего ремцеха занимались демонтажем. На токарном участке оставили работать только самого опытного мастера. Демонтаж шел круглые сутки. Оборудование тут же грузили на заводской ветке на платформы и эвакуировали, - написал в послевоенные годы Сергей Дробязко.
Заводы Краснодара вывозили очередями. Для погрузки оборудования промышленных предприятий, их продукции, хлеба и других сельскохозяйственных товаров, машинного парка по первой очереди краю требовалось 10 395 вагонов, или по 1000 вагонов в день. Для второй очереди – 7 295 вагонов, или по 700 вагонов в день; для третьей очереди – 6 442 вагона, или по 650 вагонов в день. Для железной дороги это была очень трудная задача, так как ситуация на железнодорожных магистралях Дона и Кубани складывалась неблагополучно. Систематические налеты вражеской авиации (в том числе на участок Ростов – Тихорецкая) парализовали перевозки.
Край был охвачен лихорадкой эвакуации. Краснодарцы старались выиграть время для отхода войск. Для того чтобы вывезти людей и имущество были считанные дни и даже часы. Тогда же нужно было полностью демонтировать Новороссийскую ГРЭС № 1 и турбогенератор № 2 на Краснодарской ГРЭС. Оборудование должны были отправить на временное хранение в Баку.
Те заводы и предприятия, которые вывести не удалось, постигла печальная участь. Так, краснодарский завод «Краснолит», изготавливающий сухопутно-осколочные мины, железосвертные гильзы и корпуса гранат, во время оккупации взяли немцы. Там они выпускали сельхоздетали и строили две большие печи для производства деталей из ковкого чугуна. Когда фашисты уходили из Краснодара большинство цехов и оборудования они взорвали и сожгли.
Завод «Октябрь», на месте которого сейчас находится ТЦ «Галерея», до эвакуации изготовлял тракторные запчасти и мины. Немецко-фашистские войска его полностью разрушили, все цеха и силовое хозяйство сожгли. Завод № 546 до эвакуации изготовлял запалы Кавешникова и выполнял снаряжение гранат и мин. Оборудование уничтожили при эвакуации, а во время оккупации немцы перевезли на завод оборудование с других предприятий кубанской столицы и начали изготавливать запчасти для сельхозмашин, ложки, пряжки и т.д.
- При отходе оккупанты пытались сжечь завод, но из-за железобетонных перекрытий в зданиях пожар не удался. Сожжено два цеха и взорвана парокотельная, остальное сохранилось, в том числе 85 исправных станков, - отметили историки в книге «Кубань в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
При бегстве немцы также сожгли здание Краснодарской обувной фабрики, уничтожили машины, инвентарь и колодочное хозяйство. Краснодарскую 12-ую государственную швейную фабрику имени С.М. Кирова немцы вывели из строя, оборудование разграбили. Восстанавливать заводы и предприятия в Краснодаре было очень сложно. Работа длилась не один год. Но постепенно это удалось – краснодарцы запустили работу многих заводов и предприятий, которые снова начали изготавливать важную для города и его жителей продукцию.