Эвакуация для спасения: как перед оккупацией Краснодара из города перевозили оборудование завода им. Седина
Чтобы сохранить промышленность в условиях войны, в СССР провели уникальную операцию, аналогов которой не знала история: тысячи заводов были эвакуированы с линии фронта. Это позволило сохранить промышленный потенциал страны и стало одним из основных факторов, обеспечивших победу в войне. Одним из эвакуированных предприятий стал завод им. Седина.
До оккупации на заводе по улице Захарова, в основном, изготовляли карусельные станки и артиллерийские снаряды, а также корпуса снарядов, ручные гранаты, минометы и противотанковые «ежи». С наступлением войны много сединцев ушли на фронт, участвовали в строительстве линии обороны Краснодара. Оставшиеся работники трудились за двоих. За станки вставали жены и 15-17-летние дети фронтовиков. Им удавалось сохранять прежние темпы производства, но многое изменила оккупация.
В августе 1942 года, чтобы работу завода не было видно с земли и неба, сединцы проводили светомаскировку, зашторивали окна воздухонепроницаемой черной тканью. Из-за неё работникам завода, особенно женщинам, становилось плохо. Но фашисты не должны были видеть, что краснодарцы трудятся «Ради фронта, ради победы». Ветеран предприятия Н. Диденко вспоминал:
«1942 год… Душная июльская ночь. Спят погруженные в черную тьму корпуса. Но что это? Какое-то движение во дворе… Разве на заводе есть хоть одна живая душа?... Из дверей цеха выносят женщину. От усталости и нестерпимой духоты она в глубоком обмороке. Там в цехе за окнами, завешанными черной тканью, не пропускающей свет изнутри и воздух снаружи, день и ночь трудятся десятки людей. Они не покидают станки, даже когда раздается гудок: прерывистый сигнал воздушной тревоги. Вот только если уже совсем становится невмоготу, и то всего на 2-3 минуты, чтоб жадно вдохнуть ночной прохлады… Женщина приходит в себя и возвращается в цех».
По приказу Госкомитета Обороны СССР часть оборудования завода при эвакуации должна была быть вывезена вглубь страны, в город Новосибирск, где уже начинали строить новый станкостроительный завод. Планировалось, что оборудование эвакуируют железной дорогой по маршруту Краснодар-Кавказская-Армавир-Баку, далее морем до Красноводска. Там снова должна была быть перегрузка в вагоны и по железной дороге отправка уже до Новосибирска.
Но план не удался. Вывозить часть завода решили через Новороссийск, потому что немцы блокировали станцию Кавказскую, путь туда был невозможен. Дальше было хуже – часть станков была захвачена немцами на участке железной дороги между Краснодаром и Новороссийском, часть – возвращена и установлена на заводе, здания которого оставались целыми. Вагонов на эвакуацию хоть каких-то станков в Сибирь не хватало, враг быстро приближался к городу, поэтому сединцам пришлось уничтожить и привести в негодность оборудование, которое точно не было возможности вывезти. Дальше было принято решение покинуть завод.
Последняя группа рабочих сделала это 9 августа в 9 часов утра, когда немецкая артиллерия уже обстреливала территорию завода. Сединцы переправились катером на левый берег реки Кубань, уходили подрывники, взорвавшие оставшееся оборудование. Уходили они налегке, имея при себе только самые необходимые личные вещи. Некоторые станки всё-таки удалось отправить в Баку. Несколько сединцев встретились в Тбилиси на станкостроительном заводе им. Кирова и трудились там не покладая рук, чтобы помогать советским войскам. Остальные работники краснодарского завода уехали в Новосибирск. Там они продолжали свою тяжелую работу, строили новый завод и делились опытом. В это время в Краснодаре фашисты убили и замучали некоторых работников, молодых угнали на работу в Германию.
- В период оккупации здесь [на заводе им. Седина] отливались окопные печи и производился ремонт пушек и пулеметов. При отходе немцы полностью уничтожили завод, от его цехов остались только фундаменты и часть стен, - упоминается в издании «Кубань в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Краснодарцы восстанавливали завод, разгребали завалы искореженных металлоконструкций. Вокруг были одни руины. В начале марта в полусохранившемся помещении литейного цеха была организована столовая, где трудившихся на расчистке людей кормили обедами. Еду готовили только из свеклы. Это был единственный продукт, сохранившийся на огородах подсобного хозяйства. Хлеба в городе не было.
Первый карусельный станок после восстановления предприятия завод им. Седина выпустил 1 июня 1943 года. Постепенно город восстанавливали, вкладывали всю душу в строительство и ремонтные работы, как и до войны. С каждым годом кубанская столица становилась лучше, снова обретала красоту, экономическую и производственную силу. Завод удалось сохранить и до наших дней. Сегодня там изготавливают, в том числе, и детали для газотурбинной техники по заказу предприятия авиационного и космического двигателестроения.
Исторические данные были использованы из издания «Кубань в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Хроника событий», книга вторая, часть 1 (Краснодар, 2003 год).