В каждом взрослом живёт ребёнок. В День защиты детей мы вспомнили советские игры, которые отлично заменят гаджеты, особенно летом
В День защиты детей хочу подумать о том, от чего наших детей действительно нужно защитить? Понятно, от опасностей, связанных с криминальной обстановкой, от аварий, пожаров, объяснить, что такое хорошо и что такое плохо. А ещё от чего?
Я бы сказала – от прогресса, который захватывает современных малышей буквально с пелёнок, подчас ограничивая их детство. Сейчас смотришь на наших детей и думаешь, и как это мы выжили без гаджетов, интернета, ютьюба, миллиона игр в мобильнике? Прекрасно выжили! Брали мелки и рисовали «классики»; отрезали кусок бельевой верёвки и вот у тебя уже «резиночка»; несколько больших палок, куча пацанов и вот уже две команды в «казаках-разбойниках»; мяч и толпа друзей и готова игра «горячая картошка». Этот список можно продолжать до бесконечности. Часть игр додумывалась или переделывалась на ходу, мы меняли правила, дописывая новые, не скучали при отсутствии игрушек, изобретая их самостоятельно и просто наслаждались детством. Предлагаем вспомнить советские подвижные игры, в которые играли всем двором, пропадая на улице почти круглосуточно.
«Резиночка».
Для игры понадобится отрезок бельевой резинки длиной 3-4 метра и участники в количестве от трёх человек. Резиночку связывают, получая круг, и растягивают на щиколотках двух играющих, после чего третий участник начинает игру: выполняет все упражнения по порядку, переходя на более высокие уровни сложности (проходят все этажи по высоте с 1-го по 6-й, а далее меняют ширину резинки: от «широток» до «иголочек»), пока не собьется («стратит» – не сможет правильно сделать упражнение: зацепится за резинку, случайно наступит на нее, не выпрыгнет, не впрыгнет и т.п.). В этом случае он становится «в резинку» на место одного из тех, кто ее держал, а тот человек выходит прыгать. Продолжают с того места, где ранее сбились. На верхних этажах самые сложные движения не выполняют.
Если в игре принимают участие четыре игрока, то прыгают парами. Двое стоят «в резинке», два других прыгают по очереди. В случае если один «стратит», другой может «выручить» его, выполнив за него упражнение без ошибок. Тогда оба продолжают игру. В противном случае они становятся «в резинку», а двое других выходят. Если число игроков больше четырёх, можно делиться на команды.
Уровни сложности по высоте (этажи): первый - резинка находится на уровне щиколоток; второй - на уровне колен; третий - на уровне бедер; четвёртый - на уровне пояса; пятый - на уровне груди; шестой - на уровне шеи.
Не видела, чтобы современные дети прыгали в «резиночки», несмотря на десятки видеоинструкций с правилами на ютьюбе.
«Классики».
В «Классики» обычно играют на свежем воздухе. Выбирают ровный участок и на асфальте мелом рисуют дорожку из 10 квадратов, которые чередуются: 1 и 2 идут друг за другом, затем вместе 3 и 4, одиночный 5-ый, снова нарисованные рядом 6 и 7, к ним примыкает 8-ой и опять в ряд 9 и 10-ый. Квадраты чертят достаточно большого размера, чтобы туда уместилась стопа. В конце рисуют полукруг – это место отдыха и разворота.
Также для игры понадобится «битка» – что-то похожее на хоккейную шайбу, это может быть и камень. Сначала «битку» кидают в первый квадрат. Она не должна касаться его краёв или выходить за его рамки, если кинули мимо нужного участка, передают ход следующему. Участник начинает передвигаться по клеткам на одной ноге, на обе можно приземлиться лишь на спаренных клетках. Встать на 2 ноги можно, допрыгав до места отдыха, затем нужно развернуться и следовать обратно к старту.
По правилам игры нельзя наступать ногой на ту ячейку, где находится «битка» – через неё нужно перепрыгнуть. Иначе участник теряет свою очередь. Пропустить ход придется и в том случае, если наступишь на границу клетки, выйдешь за ее пределы или встанешь на неправильную. На обратном пути ребенок поднимает камешек с квадрата и вновь перепрыгивает через него, не касаясь стопой. И с игровым жребием в руках завершает свой ход. Тогда считается, что он закончил этот класс и перешел в следующий. Битку передают другому участнику.
Игра заканчивается, когда юный спортсмен пройдёт все 10 классов, бросив на них битку. Тот, кто сделает это первым, то есть пропрыгает через все клетки быстрее всех, становится победителем.
Современные дети в классики ещё играют, часто вместе со своими родителями, которых процесс увлекает не меньше.
«Казаки-разбойники».
Говорят, что эта игра существовала ещё до революции, хотя правила помнят уже немногие. Сам же игровой процесс — смесь пряток и догонялок. Итак, как играть в «казаков-разбойников». Для начала нужно собрать компанию: для игры нужно минимум шесть человек, но чем больше — тем веселее. Затем – определить территорию, на которой будет проходить игра. За нее выбегать будет нельзя. Следующий этап – это разделение на две команды – казаков и разбойников. После чего участники определяют разрешённые «пытки» вроде щекотки, испытания или награды в видео конфеты, например. Команда разбойников должна придумать себе секретный пароль (это может быть слово или комбинация цифр), который и будут стараться выведать казаки. Также стоит придумать несколько фальшивок, которыми можно обманывать противников. Казаки в это время обустраивают «тюрьму», куда они будут отводить попавшихся разбойников для «пыток», чтобы выведать заветный пароль.
По сигналу разбойники разбегаются в разные стороны и прячутся, а свой путь должны обозначать стрелками на асфальте или других поверхностях, чтобы дать подсказку казакам (рисовать лучше мелом, вы ведь только играете в разбойников). Чем сильнее разбредаются разбойники и чем запутаннее получаются их подсказки из стрелок, тем сложнее придется казакам. Через оговоренный промежуток времени, например, 5-20 минут, казаки начинают искать разбойников. Чтобы поймать разбойника, казак должен до него дотронуться и сказать: «Красная печать, никому не убегать» (вы, конечно, можете придумать свою фразу). После этого разбойник покорно идет за казаком в тюрьму. Спасти разбойника может другой член его команды, если коснется его и скажет: «Зеленая печать, можно убегать» (опять же, можно придумать любые слова). Если казак привел разбойника в тюрьму, то там он может его пытать (по заранее оговоренным правилам!), чтобы выведать пароль. Когда разбойник говорит любой пароль, казак должен определить: правильный он или нет. Если угадает и пароль окажется верным, то казаки побеждают, но, если нет, разбойник снова становится свободным. Также освободить разбойника из тюрьмы может член его команды. Итоговая задача для разбойников: захватить тюрьму, но это можно сделать, только собравшись всей командой вместе.
Современные дети игру изменили под реалии компьютерных игр, и казаки с разбойниками превратились в монстров, пришельцев и землян. Но по край ней мере суть осталась прежней.
Все игры, в которые мы играли в детстве, и не перечислишь. Но каждая из них отзывается в сердце теплой. Вот бы сейчас поиграть. Ну что, ай-да во двор?