«В городе грохнули «Катюши» - как Краснодар проснулся освобождённым

Общество
Автор:  

Оккупация краевого центра длилась 186 дней, которые стали самыми страшными за всю историю тихого, южного города, летом утопающего в зелени садов, а зимой бережно укрытого снегом.

Шесть месяцев Краснодар видел смерть и кровь, пряча от звериного взгляда фашистов партизан и детей, но всех не уберёг. За время фашистских бесчинств погибли более 11 тыс. краснодарцев, из которых почти 2,2 тыс. – дети. Вы только представьте, ребёнок, который только начинает жить, он ничего не сделал захватчикам, но фашисты считали иначе.

Впервые за время Великой Отечественной именно в Краснодаре захватчики применили душегубки – грузовики, в которые загоняли пленных, закрывали двери и внутрь пускали выхлопные газы. Люди умирали в ужасных муках, затем тела сбрасывали в огромные рвы на окраинах Краснодара. Душегубки пригоняли в людные места краевого центра – на площади и рынки, людей туда загоняли во время облав, без суда, без разбора. Это было действительно страшно – пойти за хлебом и оказаться в душегубке.

Мой отец, Валерий Нестеренко, пережил оккупацию Краснодара. Когда в город вошли немцы, ему было три года. Папа вспоминает, что во время бомбёжек он со своей матерью прятались в бомбоубежище, если успевали, если же нет, то прятались дома под кроватью. Было и такое, моя бабушка пошла на рынок и попала под облаву, но ей удалось укрыться у знакомой, которая вовремя окликнула. Иначе… меня бы сейчас не было. Очевидцы тех событий, которым уже далеко за восемьдесят лет, не любят вспоминать страшные страницы. День 12 февраля мой отец помнит по грохоту «Катюши».

- Это было в районе Красной и нынешней Гимназической. Выкатили «Катюшу». Какой-то солдатик залез наверх, и как грохнул залп! Я аж с подоконника свалился, я любил наблюдать за тем, что происходит на улице, сидя на подоконнике, пока мама ходила за продуктами, - вспоминает Валерий Михайлович Нестеренко.

Утром 12 февраля 1943 года кубанская столица проснулась освобождённой. Бойцы взвода конной разведки лейтенанта Крапивы 121-го горно-стрелкового полка 9-й горнострелковой дивизии имени Верховного Совета Грузинской СССР Даниил Васюков, Юлмухаммед Шикин и Хангирей Адалгиреев водрузили красный флаг на башенке здания на углу улиц Красной и Ворошилова (ныне Гимназической), где до войны размещался крайком ВКП (б). Согласно советским документам, именно разведчик Васюков Даниил Тимофеевич «поднял и водрузил красное знамя над зданием крайисполкома гор. Краснодара».

- Гулянок в это время не было. Никто не праздновал, ещё пули свистели, снаряды разрывались, - рассказывает сочинский поисковик Арут Варваштян.

Тогда ещё солдаты гибли на подступах к Краснодару, они делали всё для того, чтобы горожане могли выйти на улицу без риска оказаться в «грузовике смерти» или на виселице. Одним из героев-освободителей стал сочинец Григорий Решетников. На счету старшего сержанта, командира орудия два танка, ещё один был подбит, а также уничтожены 25 немецких автоматчиков. Решетников сражался до конца, за Родину. К званию «Герой Советского союза» он был представлен посмертно. Уже при смерти старший сержант сказал однополчанам: «Я умираю. Бейте гадов. Отомстите за меня и мою Родину». Его просьба была исполнена сполна.

Спустя шесть долгих месяцев оккупации в Краснодар пришли советские солдаты. Они получили город, который практически лежал в руинах. Фашисты уничтожили всё, что могли. Ущерб, причиненный Краснодару, по примерным подсчётам, превышал два миллиарда рублей. В руинах лежали заводы имени Седина и Калинина, нефтеперегонный завод, мельницы, хлебозаводы, электростанция, железнодорожная станция и речная пристань. Было разрушено и сожжено более 800 домов, среди них 420 крупных зданий, в том числе 127 производственных, 98 общественных, 66 культурно-просветительных и 120 жилых. Уничтожены четыре вуза, театры, Дворец пионеров, почти все школы, клубы и кинотеатры. Будто огромным молотом вмиг сносили то, что существовало ни одно столетие.

Екатеринодар, Краснодар был разрушен физически, но морально воспрял под красным флагом советской армии. Город снова дышал и снова жил. С 12 февраля 1943 года началась новая, послевоенная история краевого центра, а в стране ещё бушевала война, Советский Союз гнал захватчиков по всем фронтам, но до Победы было ещё больше двух лет…

Письма и дневники жителей оккупированного Краснодара можно прочитать по ссылке.