Казак Кубанского войска: «Мы гордимся тем, что родились казаками, хотя сейчас на лошадях по городу не ездим и в сапогах круглый год не ходим»

Общество

Президент России Владимир Путин утвердил Стратегию государственной политики РФ в отношении российского казачества на 2021-2030 годы. Целью государственной политики в этой сфере в документе, в том числе, названа консолидация российского казачества, сохранение и использование его наследия и культуры. Утвержденная стратегия учитывает «опыт становления российского казачества, ядром которого является русский народ».

Сохранением исторических и культурных традиций, а также вопросом преемственности поколений много занимаются в Кубанском казачьем войске (сокр. ККВ). Современные казаки говорят, что быт, конечно, им сохранить в большей степени не удалось, разве что в этнодеревне «Атамань» можно увидеть традиционный казачий уклад жизни, но вот что касается традиций, семейных ценностей, бережного отношения к истории войска и сохранению не только личных, но и общевойсковых артефактов, тут казакам равных, пожалуй, нет.

Примером этого утверждения может служить беспрецедентная акция по возвращению из США казачьих регалий. На это потребовалось четыре года, усилия не одного десятка человек и большое количество сил и нервов.

В начале ХХI века возрожденное кубанское казачество, историки и администрация Краснодарского края начали вести переговоры с потомками кубанских казаков о возвращении регалий на Родину.

- Возвращение регалий Кубанского казачьего войска - событие исторической значимости. Потребовались неимоверные усилия правления войска, краевой власти, научного сообщества Кубани, чтобы убедить потомков кубанских казаков в том, что главные войсковые символы должны храниться на родной кубанской земле. И только в 2006 году удалось заключить договор о передаче уникальной коллекции. В апреле 2007 года в Россию вернулись царские грамоты, а в 2008 -2011 гг.. была возвращена основная часть регалий, - рассказал врио атамана Кубанского казачьего войска казачий полковник Николай Перваков.

Царские грамоты и знамёна были отреставрированы в Государственном научно-исследовательском институте реставрации в Москве. И сейчас регалии экспонируются в отдельном зале Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына.

- В коллекции представлены действительно уникальные предметы: Высочайшие грамоты, знамена, атаманские булавы, императорские мундиры, серебряные Георгиевские трубы, печати. Всё то, что бережно собиралось на протяжении XVIII – начала XX веков. Для нас очень важно, что потомки кубанских казаков, сегодняшние ученики казачьих классов, кадетских корпусов – могут воочию лицезреть регалии, для них давняя история оживает. Благодаря тому, что регалии вернули на Родину, история казачества продолжается, - добавил Перваков.

Важно, что, возрождая свой былой исторический облик, войско сохранило основные структурные звенья: первичные станичные и хуторские казачьи общества, правление, войсковой штаб.

- Я объехал немало регионов, познакомился со многими реестровыми войсками. И, поверьте мне, нигде нет такой приветливой, гостеприимной, родной, благоустроенной земли, как на Кубани. И самое главное – нет такого отношения к развитию и поддержке реестрового казачеств. Именно на территории нашего края почитают, уважают историю родного края, историю Кубанского казачьего войска, - прокомментировал атаман ВсКО Николай Долуда.

О том, как сберечь память о казачьем народе в ККВ знают не понаслышке. Это один из основных пунктов сохранения российского казачества в целом. Тут можно говорить и о возрождении войсковых храмов, одним из которых является собор Александра Невского: его удалось воссоздать в 2006 году. И создание многочисленных памятников на территории региона, повествующих об истории и традициях кубанского казачества.

- Что несет собой преемственность поколений? Взрослые казаки обучают младшее поколение любить Родину, быть верными вере предков, быть мужественными, стойкими, иметь сильный казачий дух и в случае необходимости встать на защиту России. Мы учим наших детей не принимать подлость, коварство, предательство. Детки, которые изучают культуру, историю, традиции кубанских казаков, вырастут и будут так же воспитывать своих детей. И так будет из поколения в поколение. А это значит, что связующая нить между прошлым и будущим не будет разорвана на кубанской казачьей земле, - уверен Долуда.

Соединить эту нить помогает большое внимание руководства общества к обучению молодежи «от мала до велика», как говорили раньше. То есть с младшего возраста детям прививают казачьи устои: в детских садах организовывают казачьи группы, уже в школе они становятся казачьими классами, а затем – кадетскими корпусами.

С 2018 года на Кубани пишут «Казачий диктант». В прошлом году в нем приняли участие более 60 тыс. учеников 4500 казачьих классов, 57 казачьих школ, 7 казачьих кадетских корпусов, колледжей, вузов и жителей края.

- Благодаря казачьей викторине я погрузилась в изучение истории казачества, меня заинтересовала жизнь людей, которые умели по-настоящему любить Родину, по-настоящему воевать, не предавать… Стала принимать участие в мероприятиях городского казачьего общества. Ежегодно пишу «Казачий диктат». И с каждым годом результаты все лучше, - говорит школьница из Лабинска Диана Федаш.

Не только за умственным развитием подрастающих казачат следят в Кубанском казачьем войске. Но и занимаются поддержанием физической формы молодежи. Не казак же, если семью и Родину защитить не сможет. Распространение получили клубы армейского и рукопашного боя, самбо, а также уроки джигитовки. Причем казаком не обязательно родиться.

- Наша задача - родовых казаков, наших стариков, старшины – научить их казачьим законам и традициям, научить их быть казаками. На всем протяжении своей истории казаки принимали в свои ряды иногородних, а иногда и инородцев (при условии их обращения в православие). Таким образом, удавалось компенсировать потери и увеличивать свою численность. Говоря о нынешнем времени, скажу, что многие люди просто не знают о том, что они – потомки казаков, в советские времена это часто скрывалось. И часто такой человек сам не может понять, откуда у него такая тяга ко всему казачьему. Главное, мы должны сделать все, чтобы минимизировать или исключить возможность того, чтобы в наших рядах оказывались случайные по духу или нежелательные люди, - считает атаман Таманского отдела Кубанского казачьего войска, казачий полковник, Герой Кубани Иван Безуглый.

Одним из потомственных казаков является краснодарец Сергей Литвиненко. Он – из репрессированных. Говорит, что в семье почти не осталось казачьих артефактов. Разве что коллекция шашек – детям и внукам показывать. Что до казачьих ценностей, так здесь важно «семьей жить, всем вместе, а не так, что разбрелись по миру, а еще православные праздники чтить».

- После 70 лет советской власти уже ничего казачьего не осталось. Нам это не мешает. Мы сейчас и на лошадях по городу не ездим, и сапоги надеваем только в церковь по праздникам. Но главное - в душе быть казаком, - добавил казак Пашковского районного казачьего общества Сергей Литвиненко.